Как писать икону: объясняем тщательно

Бурное развитие духовной жизни привело к возрождению православных традиций храмового зодчества и иконописи. В связи с этим возникли вопросы, связанные с теорией и практикой написания иконы. Они имеют важное значение для определения понятия сакрального изображения.


Блок: 1/6 | Кол-во символов: 265
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/kak-i-kto-pishet-ikony-dlya-tserkvi.html

Что такое икона

Икона — графический образ, воплощающий лик небожителя или священного события. Но не все живописные работы, написанные на сакральные сюжеты, считаются иконами. Все сакральные графические работы делятся на следующие группы:

  • живописные картины на религиозную тему;
  • народные иконы;
  • церковные иконы.

Иконотворчество на Руси рассматривалось как дар Божий и духовный подвиг

Официальная Церковь считает иконой образ, написанный в соответствии с каноническими и иконографическим правилами. Также следует помнить, что икона — не идол или оберег, а часть Божественной литургии, являющаяся проводником молитвенного обращения и веры православного христианина.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 656
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/kak-i-kto-pishet-ikony-dlya-tserkvi.html

Правила написания икон


Сегодня можно точно представить основные моменты, на которые следует основываться в иконописи. На иконе важно отображать не столько предмет, сколько раскрыть идею, изобразить святую личность в одухотворенном виде. Именно поэтому на многих иконах можно наблюдать несоблюдение пропорций, искажение лица, а также наличие обратной перспективы. Иногда в иконах можно увидеть отсутствие источника света. Это связано с тем, что свет считается символом святости.

При колористическом построении вовсе не обязательно ориентироваться на цветовую палитру. Цвет на изображении святых несет в себе некую символику. Например, если на иконе имеется красный цвет, то это может символизировать царствование или жертвенность. Кроме того, цвет будет отображать символы в зависимости от содержания и тематики иконы. Очень важно при написании иконы соблюдать единовременность всего изображения. Это одно из главных условий иконописания. Не стоит забывать о статичности и внутреннем движении всех персонажей. Изображение на иконе должно быть легким, поскольку все персонажи на ней отображают вечный полет к небу и стремление быть рядом с Богом.

В церковном искусстве можно встретить разные по своей форме и размерам иконы. Все они имеют свою историю написания и хранения в том или ином заведении. На старинных иконах чаще всего изображались несколько святых в действии. Как правило, они очищали души грешных людей от их пороков. Сегодня можно встретить иконы, на которых представлены конкретные святые или же группы святых. Каждая икона имеет свое название. Запрещено бросать такие вещи, обрисовывать или ломать. Говорят, что человек, который не чтит иконы, слишком грешный и после смерти не попадет в рай. Поэтому если вы купили икону или она вам досталась по наследству, обращайтесь с ней бережно.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 1800
Источник: https://www.KakProstoVse.ru/kak-pravilno-napisat-ikonu/

История

Первые иконы появились ещё во времена апостолов. Родоначальником иконописи называют евангелиста Луку. Наибольшее развитие она получила в странах, исповедующих православие. К основным центрам иконописи относятся следующие страны:

  • Византийская империя;
  • Киевская Русь и Московское государство;
  • Болгарское царство.

В истории иконописи выделяют несколько основных этапов, которым свойственны уникальные отличительные черты в манере исполнения, построении композиции и прорисовки образов.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 485
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/kak-i-kto-pishet-ikony-dlya-tserkvi.html

Виды икон и их значение


Все иконы принято делить на две группы: иконы домовые (венчальные, мерные, именные, путевые) и храмовые. Однако и такое распределение может быть раздроблено еще на небольшие группы.

Домовые иконы принадлежат конкретному человеку и хранятся преимущественно дома. Писать венчальные изображения святых не просто. Обычно это парная икона, которая дарится молодым супругам в день из венчания. Мерные иконы пишутся в преддверии рождения малыша и дарятся в день его крещения. На именных иконах изображают ангела-хранителя того человека, для кого она предназначена. Путевые иконки обычно берут с собой в дорогу и выполняются в небольшом размере. Храмовые иконы хранятся в монастырях или храмах. Они могут быть выносными и целовальными.

Создавая ту или иную икону, не стоит забывать о вере в Бога и всех святых. Это позволит реалистично отобразить их на полотне, сделает их образ правдивым и легким для восприятия.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 1009
Источник: https://www.KakProstoVse.ru/kak-pravilno-napisat-ikonu/

Как писать икону?

6 мая в Сербии празднуют “Джурджевдан”, день святого Георгия. Для многих сербов – это семейный праздник. Мы с женой решили подарить родителям икону святого Георгия, написать копию. Заказали в монастыре доску и… в процессе написания иконы я снял все процессы на фотокамеру. Предлагаю познакомиться с технологией написания иконы.

Для того, чтобы писать на доске, ее требуется подготовить – залевкасить, т.е. нанести специально приготовленный грунт – левкас. Делается он из мела и клея. В России клей изготавливают из желатина, а в Сербии из заячего туткала (что это такое я не знаю до сих пор, возможно клей из заячих костей). Туткало выглядит как желатин, его также надо распустить в воде на водяной бане. Через некоторое время, после нагревания, получится клей, которым проклеивается вся доска, с предварительно процарапанной макетным ножом, лицевой поверхностью (для лучшего скрепления с паволокой, паволока – ткань клеящаяся на поверхность доски).

Пока паволока не просохла, по периметру внутренней части доски делаются прорези, чтобы не осталось воздуха и ткань приклеилась максимально плотно.

После этого доске надо хорошенько просохнуть. В это время можно приготовит левкас. В готовый клей в определенных пропорциях добавляется мел, емкость в которой делается левкас должна стоять на водяной бане, чтобы левкас нагрелся, но не закипел. Левкас бывает разной консистенции, в Сербии делают жидкий и наносят его кистью (в России левкасят мастехином, густым, желеобразным левкасом). Когда грунт станет теплым, можно начинать процесс.

Таким образом, наносится не менее 10 слоев (в данном случае 14), с обязательной просушкой. Когда нанесено достаточное количество слоев левкаса, доску нужно зачистить наждачной бумагой до максимально ровной и гладкой поверхности, чтобы можно было писать.

На готовую доску надо нанести рисунок. В данном случае копировалась новогородская икона. Сначала образ рисуется на бумаге, а затем рисунок переносится на доску.

Затем он усиливается черным цветом (темперой) и делается графья. Графья – тонко процарапанная линия, повторяющая рисунок, делается для того, чтобы при письме всегда читался рисунок (часто краски бывают кроющие, через которые не виден рисунок).

Следующий этап – подготовка необходимых участков под позолоту. В данном случае позолоченными будут нимб и поле по периметру иконы. Технология следующая – повехность полируется, на нее наносится щелак для того, чтобы не провалился левкас. Затем наносится желтая эмаль, чтобы дать золоту густоту и насыщенность. Сохнет эмаль сутки, после этого наносится прозрачный лак, а когда он высохнет (еще сутки), участки мажутся морданом, специальным составом, на который (через 12 часов) клеится сусальное золото.

Теперь можно наносить сусальное золото. Оно продается в книжечках, чаще всего 8х8 см, по 20-25 листов. Наносится оно тонкой, специальной широкой кистью с длинными волосками. Сначала лист кладется на бархатную подушечку и режется отполированным ножом на необходимые куски, затем на него накладывается кисть, к которой золото липнет и сразу переносится на доску. Делать это все приходится буквально затаив дыхание, т.к. золото очень тонкое.

Продолжение следует….

Словарь “Правмира” – Икона

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 3231
Источник: https://www.pravmir.ru/kak-pishetsya-ikona/

2. Грунтовка доски

Когда доска готова, мастер приступает к грунтовке, левкашению, на доску наносится левкас. На поверхность доски, пропитанную клеем, наклеивается павалока – кусок льняной или хлопчатой ткани. Предварительно ткань замачивают в клее и лишь после этого приклеивают на доску. Доска должна после этого хорошо просохнуть. Следующим шагом становится нанесение левкаса, основой которого является известняковый мел. Мел предварительно просеивается до чистого состояния. Левкас готовится из клея, воды, мела, при помощи тепловой обработки, варения. Выстоянный левкас в течение суток пригоден для нанесения на саму доску. Количество слоев достигает пятнадцати. Мастер должен следить за тем, чтобы слои были тонкие и ровные. После третьего слоя левкас выравнивают пемзой или шкуркой.

Блок: 4/10 | Кол-во символов: 791
Источник: http://micon.ru/icon/poleznaya-informatsiya/jetapi-napisanija-ikony.php

Как пишут икону


Создание святого образа — тяжёлый и кропотливый труд, требующий от мастера много духовных и физических сил. Традиции создания иконы остаются неизменными уже много веков. Весь процесс состоит из нескольких этапов.

Деревянная заготовка

Традиционная православная икона пишется на доске. Вид, используемой древесины зависит от местности, в которой работает мастер. Чаще всего используются следующие деревья:

  • липа;
  • лиственница;
  • ель;
  • сосна;
  • кипарис.

Выбор древесины для изготовления икон был обусловлен местными традициями

Важную роль в долголетии иконописного произведения играет обработка древесины, к которой предъявляли следующие требования:

  1. Она должна быть полностью просушенной и выдержанной.
  2. Доска изготавливается из прочной центральной части ствола.
  3. Составные части больших икон скрепляют натуральным столярным клеем и дополнительно фиксируют шпонками.

Как правило, на лицевой стороне иконы делают небольшое углубление, ограниченное узкими полями. Для удобства дальнейшей подготовки рабочую часть делают рельефной при помощи зубчатого рубанка или макетного ножа.

Подготовка основы

Деревянную заготовку покрывают специальной основой-грунтом, который называется левкас. Он изготавливается из желатина (рыбьего клея) и мела. Нагретую смесь наносят на деревянную заготовку и прикрывают паволокой — тонкой хлопковой тканью. После высыхания паволоки на заготовку наносят ещё 10-14 слоев левкаса, тщательно просушивая каждый из них в течение суток.

Подготовленную основу шлифуют, придавая ей максимальную гладкость.

Читайте об иконах святых:

Создание образа

В старину над созданием одной иконы трудились несколько мастеров, каждый из которых выполнял определённый процесс:

  1. Знаменщик создавал контур изображения, нанося на основу прописи — канонические образцы выбранного образа. Первоначальная работа велась березовым углем, а затем контур дополнительно прорисовывался чёрной краской. Иногда контур процарапывается, чтобы видеть изображение даже под слоем плотных красок.
  2. После проработки контура к работе приступали позолотчики, которые наносили тонкий слой сусального золота на все необходимые детали изображения.

    Процесс золочения иконы требует от мастера большой аккуратности и точности

  3. Доличники занимались прорисовкой фона, одеяний, мелких деталей и надписей.
  4. Завершали работу над образом личинки — мастера, прописывающие лица и руки. Они же наносили пробела, оживляющие образ, придавая ему яркость и выразительность.
  5. Завершалась работа над иконой нанесением слоя олифы — масляного лака. Занимались этой работой олифщики.

Сегодня, как правило, всеми этими процессами занимается один мастер.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 2580
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/kak-i-kto-pishet-ikony-dlya-tserkvi.html

3. Рисунок

Следующим этапом является рисунок. Рисунок исполняется кистью или углем по просохшему левкасу. Таким способом пользовались древние мастера и пользуются до сих пор некоторые мастера, имеющие за плечами богатый опыт иконописания. В большинстве случаев иконописец пользуется прорисями. Прорись – это переводимый через кальку рисунок, который выполняется на бумаге, а затем переводится на доску при помощи точечного прокалывания контуров изображения, а затем методом припороха.

Блок: 5/10 | Кол-во символов: 487
Источник: http://micon.ru/icon/poleznaya-informatsiya/jetapi-napisanija-ikony.php

Чем пишут иконы

Для написания сакральных образов используют технику темперной живописи, основанную на применении красок на основе яичного желтка и натуральных красителей. Чтобы получить темперную краску минеральные красители растирают в мелкий порошок и соединяют с эмульсией из яичного желтка и воды. Краски в несколько слоев наносят на подготовленный контур, учитывая, что они не поддаются моделированию. Это означает, что от мастера требуется максимальная сосредоточенность и точность в нанесении красителей на рабочую поверхность.

Личники используют в работе плави — разведенные до жидкого состояния краски. Для прорисовки мелких золотых деталей используют твореное золото, которое наносится тонкой жёсткой кистью или палочкой.

Технология написания икон своеобразна и сложна

Последний защитный слой выполняется с помощью натурального лакового покрытия. Традиционно его выполняли при помощи олифы, но она имеет ряд недостатков:

  • придание изображению жёлто-коричневого оттенка;
  • возможное появление темных пятен при нанесении;
  • наличие свойства со временем темнеть.

Поэтому современные иконописцы заменяют олифу на копаловый лак, изготавливаемый из смол натурального происхождения.

Важно! Создание иконы — глубоко сакральный процесс, которым может заниматься человек, стремящийся вести праведный образ жизни и обладающий чистой душой и помыслами. Чтобы написать действительно одухотворенный святой образ, необходимо не просто виртуозно владеть живописными техниками и приемами, а хранить в душе искреннюю веру и вкладывать в работу часть своей души.

Иконопись. Секреты написания иконы

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 1573
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/kak-i-kto-pishet-ikony-dlya-tserkvi.html

4. Золочение

Далее мастер приступает к золочению. Рисунок процарапывается оп контуру, левкас, который окажется под золотом, тщательно полируется. Мастер со всей аккуратностью работает с хрупкими листками сусального золота. Золото может отличаться в цветовых оттенках, в зависимости от примесей другим металлов и пробы.

Блок: 6/10 | Кол-во символов: 321
Источник: http://micon.ru/icon/poleznaya-informatsiya/jetapi-napisanija-ikony.php

5. Эмульсия

Приготовление эмульсии производится с применением желтка куриного яйца. Краски, затертые на желтке, не смываются водой. Используются также активные эмульгаторы масел, чтобы вода и масло не отделялись друг от друга. В качестве разбавителя подходит хлебный квас, сухое белое вино или разбавленный винный уксус.

Блок: 7/10 | Кол-во символов: 323
Источник: http://micon.ru/icon/poleznaya-informatsiya/jetapi-napisanija-ikony.php

6. Краски

В иконописи мастер изготавливает краски зачастую сам из природных минеральных пигментов, но также может использовать и современные пигменты химического производства. Пигменты измельчаются, перетираются, и добавляется эмульсия. Когда краски готовы, мастер переходит непосредственно к живописи.

Блок: 8/10 | Кол-во символов: 305
Источник: http://micon.ru/icon/poleznaya-informatsiya/jetapi-napisanija-ikony.php

7. Живопись

Для иконописи характерна многослойная, лессировочная техника последовательной живописи. Каждый из уровней, этапов прописывания имеет свое богословское значение. Роскрышь, высветление и, наконец, охрение. В последнюю очередь тщательно прописывается лик святого, завершается процесс подрумянкой и нанесением таких мазков как оживки и движки. Они – небольшие прикосновения кисти в самых светлых местах. Оживки называются так потому что оживляют лик, символизируют отблески Божественного света. Затем следуют такие завершающие приему как приплеск и проплавка, что объединяет оживки и охрение. Затем наносятся тончайшие лессировочные слои, сквозь них просвечивает уже написанный лик. Окончательная опись, обведение контуров рисунка кистью, подводит иконописный процесс к завершению. Икона считается полностью завершенной, когда мастер уже выписывает буквы имени святого.

Блок: 9/10 | Кол-во символов: 880
Источник: http://micon.ru/icon/poleznaya-informatsiya/jetapi-napisanija-ikony.php

8. Олифа

После всех проведенных работ разогретая икона покрывается олифой. Олифа предназначена для защиты иконы от влаги, пыли, а также для укрепления красочных слоев и улучшения цвета.

Блок: 10/10 | Кол-во символов: 200
Источник: http://micon.ru/icon/poleznaya-informatsiya/jetapi-napisanija-ikony.php

Кол-во блоков: 23 | Общее кол-во символов: 30129
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

  1. http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/kak-i-kto-pishet-ikony-dlya-tserkvi.html: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 5559 (18%)
  2. https://pasmr21.ru/kak-napisat-ikonu-samomu/: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 13681 (45%)
  3. https://www.pravmir.ru/kak-pishetsya-ikona/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 3231 (11%)
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B8: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 811 (3%)
  5. http://micon.ru/icon/poleznaya-informatsiya/jetapi-napisanija-ikony.php: использовано 8 блоков из 10, кол-во символов 4038 (13%)
  6. https://www.KakProstoVse.ru/kak-pravilno-napisat-ikonu/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 2809 (9%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий