Что проповедует религия Джайнизм

Джайнизм – древняя религия Индии, датируемая приблизительно IX веком до нашей эры. Но последователи этой религии считают, что джайнизм существовал всегда.


Основателем этого течения называют Джину Махавиру, который являлся кшатрием – представителем касты воинов. Первоначальное имя его, согласно преданиям, было Вардхамана. Имя “Махавира” – с санскрита означает “великий воин” – будущий основатель джайнизма получил за то, что успокоил смертельно опасных представителей животного цартства – кобру и слона. “Джина” означает “победитель” (то есть победил карму и вышел из сансары – круговорота смерти и рождения).

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 609
Источник: https://oceanius.ru/dzhajnizm/

Что это за религия

Джайнизм возник в Индии предположительно в VI веке до н. э. Краткое описание религии состоит в отказе от насилия относительно всего живого на земле. Каждое существо для приверженцев этой философии наделено вечной душой, которая ранее могла находиться в человеческом теле. Душа является обладателем бесконечных знаний и силы.

Философия и практика джайнизма — это, в первую очередь, самосовершенствование души для получения всесилия, всеведения и вечного блаженства. Джайны полагают, что соблюдая принцип ненасилия, самообладания и аскетизма, они могут получить освобождение и будут находиться в состоянии божественного сознания и просветления.

Для приверженцев этой религии Вселенная является бесконечной и состоит из живого (дживы) и неживого (адживы). Все происходящее в мире циклично и повторяется через определенные промежутки времени. Душа мирянина может принимать различные формы: человек, недочеловек (растения, животные и прочее), сверхчеловек и существо из ада.

Джайнизм не признает систему кастового деления. Такое отрицание означает, что каждый, вне зависимости от сословия и принадлежности к какой-либо касте, способен освободиться от сансары.

Знаете ли вы? Приверженцам джайнизма запрещено занятие скотоводством, поскольку это наносит вред животным.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 1320
Источник: https://lifegid.com/bok/2157-proishozhdenie-i-osnovnye-polozheniya-dzhaynizma.html

Основы джайнизма


Не причинять вред любому существу на земле и постоянно саморазвитие – это и есть основная идея Джайнизма. Последователи этой религии стараются следовать учениям 24 тиртханкар (“тиртханкара” в переводе означает “тот, кто нашел путь к спасению”).

Джайны должны стремиться к постоянному развитию мудрости и самоконтроля. Основная цель этой религии – это раскрыть настоящую сущность природы души человека.

Философия джайнизма стоит на трех основаниях совершенства:

– поведение (почитание предписанных правил);

– знание, или как они по-другому это называют, “призыв отбросить неведение”;

– восприятие.

В жизни джайнов самым распространенным ремеслом считается торговля, ростовщичество и ювелирное дело. Поклонников джайнизма сегодня не так много в Индии, но, даже несмотря на это, они играют немаловажную роль в жизни страны в плане экономики, политики, религии и культуры.

Самым высоким титулом джайнов считается “джина”. Такой титул присваивают самым почитаемым учителям джайнизма, которые сумели освободиться от сансары и достичь дхармы.

Суть джайнизма заключается в том, что, когда дух получает свободу от сансары (круг перерождений), он приходит в состояние божественного всеведения. Но, чтобы освободиться от сансары, джайны считают, что нужно быть аскетом, поэтому миряне не могут этого достичь. Для достижения мокши душа должна быть свободна от результатов поступков, которые они совершали в предыдущих воплощениях жизни.

Вне зависимости от того, кем является джайн (мирянином или монахом), он должен придерживаться всех предписаний религии по поводу норм поведения.

Палитана – храмовый комплекс джайнов. Индия

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1628
Источник: https://oceanius.ru/dzhajnizm/

Как появилось учение

Основателем этой религии считается кшатрий Джина Махавира (Вардхамана). Он признается основоположником обозначения «джина», который является самым почитаемым званием в джайнизме. Обладатель этого титула — сумевший стать свободным от сансары (реинкарнации в пределах кармы) и достигший дхармы (соблюдение норм и правил для поддержания космического порядка).

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 397
Источник: https://lifegid.com/bok/2157-proishozhdenie-i-osnovnye-polozheniya-dzhaynizma.html

Правила джайнов


Если говорить на языке христиан, то это 5 заповедей:

  • не воровать;
  • не стяжать;
  • не причинять вред живому существу;
  • проявлять искренность и благочестие;
  • не совершать прелюбодеяние.

Приверженцы джайнизма считают, что любое живое существо на земле – это бессмертная индивидуальная душа. Именно по этой причине им нельзя заниматься скотоводством, охотой либо ловлей рыбы. Земледелие также считается запрещенной работой, ведь при обработке земли любым способом могут погибнуть маленькие живые существа.

Под выражением “не проявлять насилие” джайны подразумевают следующее: не убивать и не причинять физический вред (это естественно), а также не произносить речи, фразы и отдельные слова, которые смогут кого-то обидеть.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 720
Источник: https://oceanius.ru/dzhajnizm/

Основные идеи джайнизма

Философия джайнизма базируется на следующих основах (ключевых положениях):

  • Вселенная состоит из живого («Джива») и неживого («Аджива»). При этом как Вселенная, так и Дхарма (следование нормам и правилам, необходимых для того, чтобы не нарушать космический порядок) бесконечны. Правда, все процессы в них происходят в циклическом порядке, повторяясь через какие-то временные промежутки.
  • Абсолютно все живое обладает душой.
  • Каждая душа священна, поэтому безгранично ценна. Ко всему живому следует относиться трепетно, ни в коем случае не вредить никому.
  • Душа мирянина принимает разные формы жизни в разное время (из-за того, что во Вселенной все происходит циклично) – человек, «недочеловек» (животные, растения и др.), сверхчеловек и существа ада.
  • Душа сама отвечает за свою жизнь как в настоящем, так и будущем. И когда она освобождается от сансары, становится свободной. При этом душа приобретает чистое сознание, восприятие, счастье.
  • Основная цель джайнизма – освободить душу от негатива, возникающего в результате неправильных мыслей, речей и действий. Этого можно достичь, руководствуясь принципами «Трех драгоценностей джайнизма».
  • Так называемые «Три драгоценности джайнизма» – это Совершенное знание, Совершенное воззрение, Совершенное поведение. Они помогают открыть путь к идеалу. Последователи считают, что нет высшего создателя. Все процессы, происходящие во Вселенной, гармоничным образом регулируются сами, без божественной руки творца или разрушителя. Благодаря этому, каждое живое существо, каждая душа способна достичь состояния божественности (свободы), следуя этическим нормам джайнизма и придерживаясь строгих принципов аскетизма.
  • Основой «Трех драгоценностей джайнизма» последователи учения называют сознание души, а не сознание тела. Отрешаясь от всего земного, человек постепенно становится абсолютно непредвзятым. У него нет желания причинять кому-то вред, усиливается уважение к взглядам других. Важно контролировать свои чувства, так как земные желания и эмоции провоцируют зависимость от материального мира. Это препятствует достижению мокши.
  • Аскетизм – условие существования джайнов. Строгое самоограничение, отсутствие потакания земным желаниям, избавление от страстей имеют важное значение на пути к достижению свободы души. Существует также понятие саллекхана. В джайнизме оно обозначает самоубийство с помощью жесткого поста (планомерного отказа от принятия пищи) с целью сохранения уровня духовности. Подобное чаще всего практикуют аскеты, чувствующие приближение старости или имеющие тяжелое физическое заболевание.
  • Божествами джайнизма являются Джины («победители»), Ариханты и Тиртханкары. Существуют также якши и якшини, обладающие сверхъестественными силами и способностью трансформироваться. В этой религии верят, что якши (божества мужского рода) обязательно окружают тиртханкаров с правой стороны, а якшини (божества женского рода) – с левой стороны. Несмотря на то, что якши и якшини имеют высшие силы, они точно так же, как и множество душ, вынуждены переживать новые жизни и смерти.
  • Мантра Навокар – основная молитва джайнизма. Во время ее произнесения человек выражает свое глубокое уважение к душам, которые достигли более высокого уровня свободы и духовности. Мантра также является важным напоминанием о нирване и мокше как конечной цели. Она делает счастливее.

Храм Кхаджурахо

Пять этических принципов, которые должны выполнять джайны

Учение джайнизма гласит, что и миряне, и монахи должны следовать пяти обетам. Они представляют собой этические принципы джайнизма, нормы поведения, без которых невозможно достичь конечной цели. К ним относятся:

  1. Ахимса – непричинение вреда живому. Если не выполнять этот обет, то всех остальных просто бессмысленно придерживаться. К этому принципу относят непричинение вреда не только физического. Слова и действия могут ранить не меньше, чем жестокое воздействие на телесное, поэтому нужно внимательно относиться к тому, что и как ты говоришь. Не стоит забывать и о неабсолютизме – уважении мнения и взгляда на мир другого существа. Игнорирование этого принципа пусть и косвенным образом может причинить вред.
  2. Сатья – искренность, открытость, благочестивость. Этот принцип тесно связан с обетом Ахимса. Так как нужно исключать проявление любого ненасилия, в том случае, если правдивость может повлечь за собой страдание кого-либо, лучше промолчать, чем соврать.
  3. Астейя – исключение любой возможности воровства. Название этого обета переводится как «некража». У джайны не должно быть желания присвоить себе что-то чужое. Алчность губит все стремления на пути к свободе души. Чтобы не возжелать того, что тебе не принадлежит, нужно ограничивать свои земные потребности. Каждый должен довольствоваться только тем, что ему удалось достичь собственным трудом (исключительно честным). Чтобы придерживаться принципа Астейи, не стоит забывать о том, что:
  • нельзя присваивать себе чужие вещи;
  • нельзя присваивать себе также те вещи, которые были забыты или обронены кем-то;
  • всегда нужно людей вознаграждать за выполненную ими работу и ее плоды, так как каждый человек проявляет при этом старания;
  • нельзя приобретать вещи, стоимость которых была удешевлена нечестным способом (украденные, продаваемые нелегально и пр.).
  1. Брахмачарья – не прелюбодействовать. Монахи должны полностью воздерживаться от сексуальных контактов или самоудовлетворения. В джайнизме нет строгого утверждения о том, что секс представляет собой что-то греховное. Учение предостерегает, что ради получения сиюминутного удовольствия энергия растратится попусту. А ведь ее можно направить на духовное самосовершенствование.
  2. Апариграха – не собирайте ценности бренного мира. Перед принятием монашества нужно полностью отказаться от всех материальных ценностей и собственности. Кроме этого, нужно отделиться от дома и семьи. Только так можно приблизиться к мокше. Миряне не должны отказываться от собственности, но должны избавиться от стремления к накопительству. Да и, вообще, собственность – это очень иллюзорное понятие, так как имущество, вначале принадлежавшее кому-то одному, перейдет во владение другому через какое-то время. Тратить свою жизнь на накопление материальных благ – глупо. Лучше потратить свою энергию и время на духовное развитие, которое бесценно.

В зависимости от того, кем именно является джайн, строгость соблюдения обетов будет разной. Монахами этические принципы выполняются максимально строго.

Фото надписи на фреске в храме Джайнов “Ненасилие – главный принцип Джайнизма”

Какими должны быть джайны

Безусловно, поведение джайнов напрямую диктуется этическими нормами и принципами джайнизма. Мирянам достаточно соблюдение только норм морали, а вот монахам полагается приобщиться к аскетизму и странствующему образу жизни. Им необходимо находиться в селении не более одного дня, а в городе – не более 3-х. Правда, в одном случае это правило видоизменяется. В сезон дождей монахам и монахиням нужно находиться в одном месте, чтобы не нанести вред живым существам, у которых проходит период размножения.

В джайнизме существуют разные ритуалы и обычаи. Например, церемония махамастабхишека имеет важное значение. Она совершается раз в 12 лет в Шраванабелголе на горе Гомматагири, где статуя Бахубали поливается заранее приготовленной смесью из простокваши и молока.

Монахи должны носить простые одежды. Волосы ранее запрещалось отращивать. И их нужно было не просто сбривать, а вырывать с корнем.

Так как самым большим грехом для джайна является причинение вреда живым существам (химса), монах должен подметать перед собой дорогу специальной метелкой и процеживать воду для питья, чтобы не допустить убийства даже незаметного для невооруженного глаза существа. Также нельзя джайну перемещаться в темноте, так как он не видит, куда ступает.

И монахам, и мирянам нельзя заниматься скотоводством, ловлей, охотой, земледелием, так как каждое из этих дел приводит к нанесению вреда живым существам. Поэтому чаще всего деятельность джайнов связана ростовщичеством, ювелирным делом или торговлей.

Раскол джайнизма

Возникновение некоторых религиозных разногласий между джайнами привело к расколу. Выделилось два основных направления, последователями которых стали дигамбары («одетые в воздух») и шветамбары («одетые в белые одежды»). Первые никогда не носили одежду, а вторые облачались в белое одеяние.

Дигамбары, в свою очередь, разделились на главные и второстепенные школы. К главным относят Терапантха, Бисапантха, Таранапантха. К второстепенным причисляют Гуманапантху и Тотапантху.

Внутри направления шветамбаров тоже произошло деление на школы. Это Стханакваси, Муртипуджака и Терапантхи.

Все же, «литературным сердцем» джайнизма принято считать канон шветамбаров. Он был составлен в IV веке до н.э. Окончательно он оформился приблизительно в X-XI веках. Но, дигамбары, являющиеся последователями ортодоксального учения, принимают в счет только самую древнюю часть канона. Есть и другая, неканоническая литература, но она оказывает меньшее влияние на джайнов.

Шветамбары идут на ритуальную службу

Джайнизм сегодня

На сегодняшний день в Индии совсем немного последователей джайнизма – всего 0,5% (около 3 млн. человек), поэтому в своей численности джайны проигрывают, например, буддистам.

Однако, эта религия оказывает существенное влияние на жизнь страны и ее экономику в частности (торгово-ростовщическая деятельность джайнов занимает ведущие позиции в данном секторе).

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 9315
Источник: https://indiada.ru/religia/jainism.html

Во что верят джайны: основные этические принципы

Джайнизм приписывает как монахам, так и мирянам, придерживаться основных этических принципов, несоблюдение которых сделает невозможным достижение конечной цели. Они названы «Пятью великими обетами». Строгость их выполнения зависит от принадлежности джайна к монахам или мирянам.

Ахимса

Не причинять вред всякому живому, ни в мыслях, ни в действиях. Также этот обет предписывает тщательно следить за своей речью, чтобы не допускать оскорблений других.

Все джайны вегетарианцы, они процеживают воду, которую пьют, чтобы не причинить вред незаметным живым существам.

У монахов есть особая метелка для подметания дороги перед собой, дабы обезопасить живых душ у себя на пути.

Любое живое существо, согласно этому принципу, имеет право на свой индивидуальный взгляд на мир, и джайны обязаны его уважать. Игнорирование этого может нанести косвенный вред другим, что является недопустимым.

Сатья

Воздержание от неправды. Этот принцип предписывает джайнам быть открытыми, благочестивыми и искренними.

Важно! В случае, если правдивость может повлечь за собой чье-либо страдание, джайны предпочтут промолчать, нежели говорить ложь.

Астейя

Джайнизм исключает всякие проявления воровства. Этот обет предписывает приверженцам этого учения направлять свое сознание в сторону духовности и уменьшения земных нужд.

Джайны должны быть удовлетворены исключительно тем, что достигнуто в результате личного честного труда.

Нарушением этого великого обета является:

  • присвоение чужих вещей;
  • присвоение в личное пользование вещей, которые кто-то забыл или уронил;
  • покупка вещей, стоимость которых уменьшена нечестным образом (ворованные, нелегально продаваемые).

Этот обет включает в себя вознаграждение любого человека за исполненную работу.

Брахмачарья

Запрет на прелюбодействие. Этот обет означает запрет для монахов на любые контакты сексуального характера и самоудовлетворение.

Важно! Секс в джайнизме не запрещен, но энергия, потраченная на него, считается неоправданной, в то время когда она может быть потрачена на духовное развитие.

Апариграха

Этот обет предписывает воздержание от стяжательства, его принимают перед тем, как вступить в монашество. Опираясь на этот принцип, следует всецело отречься от собственности и материальных ценностей. Кроме того, следует отказаться от дома и семьи.

Считается, что собственность и привязанности отдаляют джайна от нирваны (состояния блаженства).

Миряне, соблюдающие Апариграху, отрекаются от накопительства, довольствуются малым и устремляют все силы на духовный рост и развитие.

Среди распространенных практик йоги следует назвать Айенгара, Анулома-Вилома, Мула бандха, Джаландхара бандха, Уддияна бандха, Агни-йога, Каула-йога, Хатха-йога, йогалатес, Бхакти-йога, флай-йога, Атма Крия Йога, Крийя-йога,акройога, капалабхати.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 2822
Источник: https://lifegid.com/bok/2157-proishozhdenie-i-osnovnye-polozheniya-dzhaynizma.html

Ритуалы последователей джайнизма

Что касается культа и символики джайнизма, то не все его секты и школы поклоняются образам или проводят церемонии в храмах. Основная масса джайнов делают некоторые домашние и храмовые ритуалы.

Домашние ритуалы должны происходить два раза в день. Утренний длится около четырех часов, в которое входит обязательное чтение мантр. Ритуал сопровождается специальным омовением. Также в утренний ритуал поклонения входит медитация и чтение текстов.

Вечерняя процедура проходит несколько проще, в нее входит медитация и чтение мантр. На этом их религиозный день не заканчивается.

Монахи и монахини по утрам идут на сбор милостыни – по их убеждениям, они должны питаться исключительно тем, что им пожертвуют.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 728
Источник: https://oceanius.ru/dzhajnizm/

Практика джайнизма


Этические нормы джайнизма велят своим последователям быть правдивыми, честными, воздержанными в делах, словах и помыслах, стремиться к полному отречению от земных интересов и, прежде всего, строго соблюдать ахимса — ненанесение вреда живым существам.

Махавира требовал от своих учеников соблюдение трёх принципов (трёх сокровищ — триратна): первый — вера в Вардхаману-Махавиру, второй — проникновение в суть учения. Третий принцип — правильное поведение — послужил ещё на ранних этапах возникновения джайнизма разделению последователей на мирян и монахов. Мирянам предписывается соблюдать лишь нормы морали. Монахи же стремились к идеалу сурового аскетизма, причём аскетизм в джайнизме один из самых резких и принципиальных из всех религий Индии. Джайнский монах не должен подолгу жить на одном месте. Монах должен бродить по стране в простой одежде (у шветамбаров) или совсем обнажённый (по дигамбарскому обряду). Монахам запрещалось носить волосы, причём их нужно не просто выбривать, а вырывать с корнем.

Величайший грех для джайна — химса — причинение вреда живым существам. Ортодоксальный джайн процеживает питьевую воду, чтобы там случайно не оказались живые существа, специальной метёлкой подметает себе дорогу, дабы не раздавить муравья или червяка. Джайну строго запрещается передвигаться или что-то делать ночью, ведь в темноте можно неконтролируемо нанести вред живому существу. Такая крайне аскетичная практика была одной из причин слабого распространения этой религии в первые века её существования.

Блок: 5/12 | Кол-во символов: 1533
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Раскол в вероучении

Сам великий Джина, основатель религии, проповедовал отречение от всего земного, отказ от пищи, от крова и одежды. Этот бывший воин спал под деревом, ел только один раз в сутки и самую простую и неприхотливую пищу и был одет в набедренную повязку.

Его последователи свято соблюдали все правила поведения, но некоторые из них в своем отказе от всего земного пошли дальше. Так, например, дигамбары- одетые в белый свет- ходили полностью обнаженными, считая одежду излишней роскошью и данью земным законам. Правда, женщинам позволено закрывать свое тело легкими тканями, но при этом именно женщин не смогут достичь Нирваны и освободиться от законов Кармы. То есть им придется пройти столько кругов сансары, сколько будет необходимо, чтбы родиться в теле мужчины.

В свою очередь, шветамбары – одетые в белую одежду- одевались в легкие ткани белого цвета. Они считают, что одежда не влияет на духовное состояние человека.

При этом шветамбары не считают, что женщины не смогут достичь просветления, для них половая принадлежность не играет никакой роли в духовном становлении человека. Ведь пол принадлежит телу, а не душе, а именно душа и должна достичь состояния монши. Поэтому любой человек должен соблюдать правила и  требования своего религиозного учения и стремиться к самосовершенствованию.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 1311
Источник: https://IndiaMagazine.ru/dzhajnizm/

Религиозное наследие


Ядром литературы джайнизма является канон шветамбаров (санскр. श्वेताम्बर, śvetāmbara IAST, «облачённые в белые одежды»), одного из направлений джайнизма, составленный в конце IV века до н. э. и приобретший окончательную форму в X — XI веках.

Более ортодоксальные дигамбары (санскр. दिगम्बर, digambara IAST, букв. «одетые в воздух») признают аутентичными только древнейшие части этого канона. Среди неканонической литературы наибольшее значение имеют сочинения первого систематизатора джайнизма Умашвати (IV—V века), в частности его «Татгвартхадхигама-сутра», Сиддхасены Дивакара (VI век), Гамачандры (XI—XII века) и особенно знаменитое изложение учения джайнизма «Йогашастра».

Тамильские джайны почитают как священную книгу Тируваллувара «Тируккурал», однако религиозная принадлежность автора книги остаётся предметом споров — в равной мере его почитают тамилы-индуисты.

Блок: 7/12 | Кол-во символов: 894
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Основной философский вопрос джайнов

Всякий исповедующий эту религию постоянно задает себе вопрос: «Кто я таков и для чего я пришел на землю?»

Ответ, который нужно получить, звучит примерно так: «Я – человек, который имеет бессмертную душу, поэтому я не должен совершать самый страшный грех – самоубийство. Что бы ни случилось со мной, я должен с достоинством выдержать и вынести все испытания. Я не должен также совершать убийство, поскольку у всех живущих на земле есть душа и эта душа так же как и моя стремится к совершенству».

Чтобы достичь полного слияния с душой, человек должен отказаться от  физической пищи и стремиться питаться только солнечным светом и воздухом. Конечно, это очень трудно и под силу только избранным.

Основа философии джайнистов заключается в вечном пути: от грязи физического тела к единению со своей светлой душой через страдания, боль и аскезу.

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 926
Источник: https://IndiaMagazine.ru/dzhajnizm/

Литература


  • Гусева Н. Р. Джайнизм. М., 1968.
  • Костюченко В. С. Диалектические идеи в философии джайнизма. // Философские науки. — 1975. — № 6. — С. 90-98.
  • Бонгард-Левин. Г. М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М.,Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1980.
  • Терентьев А. А. Джайнские представления о сущности человека. — Новосибирск, 1983.
  • Лысенко В. Г., Терентьев А. А., Шохин В. К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. — М., 1994. — 383 с. ISBN 5-02-017770-9
  • Железнова Н. А. Учение Кундакунды в философско-религиозной традиции джайнизма. М., 2005.-343 с. ISBN 5-02-018454-3
  • Железнова Н. А. Дигамбарская философия от Умасвати до Немичаидры : историко-философские очерки. — М.: Восточная литература, 2012. — 431 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-02-036516-2.
  • Сингх А. Корпус знания, разработанный в джайнских науках о жизни, как основание морального комплекса.// Проблема знания в истории науки и культуры. — СПб., 2001. — С. 227—234. ISBN 5-89329-412-2
  • Сингх Н. Джайнская теория измерения и теория трансфинитных чисел // Проблема знания в истории науки и культуры. — СПб., 2001. — С.235-252.

Блок: 11/12 | Кол-во символов: 1139
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Кол-во блоков: 23 | Общее кол-во символов: 32987
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

  1. https://lifegid.com/bok/2157-proishozhdenie-i-osnovnye-polozheniya-dzhaynizma.html: использовано 5 блоков из 7, кол-во символов 6269 (19%)
  2. https://indiada.ru/religia/jainism.html: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 9315 (28%)
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC: использовано 4 блоков из 12, кол-во символов 5658 (17%)
  4. https://IndiaMagazine.ru/dzhajnizm/: использовано 4 блоков из 7, кол-во символов 6467 (20%)
  5. http://www.bolshoyvopros.ru/questions/18311-chto-propoveduet-religija-dzhajnizm-pojavivshajasja-v-vi-veke-do-n-e.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 1593 (5%)
  6. https://oceanius.ru/dzhajnizm/: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 3685 (11%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий