Что такое конфуцианство

В современном мире достаточно много различных религий. Однако конфуцианство является одной из самых больших, так как несет в себе высокие моральные принципы и устои. Сейчас конфуцианство обладает большим числом последователей и по праву считается одной их самых распространенных религий в мире.


Блок: 1/3 | Кол-во символов: 297
Источник: https://www.rutvet.ru/in-principy-i-sut-konfucianstva-osnovnye-polozheniya-etoy-religii-7992.html

Жизнь великого мудреца Конфуция

6–5-й века до нашей эры были сложным временем для Китайской империи: это был период междоусобиц и жестокой борьбы за власть. Феодалы, в своем стремлении захватить земли и усилить свою власть и влияние, не обращали внимания на нужды и горести простых людей. Крестьяне нищали и разорялись. Будущий ученый Кун Фуцзы родился в знатной, но потерявшей все свое богатство семье, рано стал сиротой и не имел средств на жизнь. Он жил очень скромно, поэтому не понаслышке знал о трудностях жизни бедных людей, поэтому в своих ранних проповедях старался открыть глаза на несправедливость происходящего вокруг.

В юном возрасте ему повезло: судьба дала шанс попасть в государство Чжоу, где его приняли на работу в старое книгохранилище, там он и встретил ученого Лао-цзы, основателя учения даосизм. Конечно, никто в наше время не знает о сути их бесед, но они явно способствовали становлению ученого и философа. По возвращении в свой родной город Цюйфу Конфуций основал свою собственную школу. Интересен тот факт, что почти все его ученики стали видными политическими деятелями.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 1098
Источник: https://MyChinaExpert.ru/osnovnye-idei-konfucianstva/

Зарождение конфуцианства


О том, где зародилось конфуцианство, известно достаточно много фактов. Религия зародилась в 550-471 годах до нашей эры. Затем на протяжении долгих лет развивалась и получала свое признание. Помимо Конфуция, идеи вероисповедания изучали, дополняли и продвигали его ученики, которых насчитывалось приличное количество. Спустя триста лет со смерти Конфуция, китайцы признали религию в качестве основной, которой они следуют по сей день. 

Теперь речь пойдет о том, что такое конфуцианство – его определение простым языком представляет собой религиозно-политическое учение, которое должно основываться исключительно на моральных принципах, нравственных идеалах, а также социальном порядке. Данная религия считается образом жизни, который на протяжении продолжительного времени поддерживал и укреплял консолидацию и единство китайского общества во всех сферах жизни. Всем известно, что для китайского народа во все времена существенное значение играла религия конфуцианство – она определила основные положения, которыми долгие годы руководствуются жители Китая, и это верование стало одной из составляющих менталитета китайцев.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 1148
Источник: https://www.rutvet.ru/in-principy-i-sut-konfucianstva-osnovnye-polozheniya-etoy-religii-7992.html

Что лежит в основе отношений между людьми?

Существует древняя притча о Конфуции и его учениках. Однажды самый любознательный ученик спросил мудрого учителя, есть ли такое понятие, опираясь на которое можно прожить всю жизнь, не вступая в конфликт с окружающими.

Мудрец не долго думал, он сразу ответил: «Да, такое понятие существует. Это снисходительность. Как бы высоко ты ни стоял, будь снисходительнее к окружающим. Как бы низко ты ни пал, тем более будь снисходителен к тем, кто сейчас смеется и позорит тебя. Пойми, что все люди в равной мере обладают как благородными, так и низкими качествами, и мы, чтобы не разочаровываться в окружающих, должны быть снисходительными к их слабостям».

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 694
Источник: https://MyChinaExpert.ru/osnovnye-idei-konfucianstva/

Конфуций


Основателем конфуцианства считается Конфуций. Конфуций – это латинизированная форма имени Кун-фу-цзы 孔夫子, или Кун-цзы 孔子 (Учитель Кун, Кун Цю, Кун Чжунни). В Китае его часто называют просто Учитель (цзы 子).

Учитель сказал:

В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе.

В тридцать лет я обрел самостоятельность.

В сорок лет я освободился от сомнений.

В пятьдесят лет я познал Волю Неба.

В шестьдесят лет научился отличать правду от неправды.

В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала. («Лунь юй», II.4)

Конфуций — первый профессиональный учитель в китайской истории. Также он редактировал и комментировал литературные памятники прошлого, прежде всего «Ши-цзин» («Канон песен»), «Шу-цзин» («Канон документов»), летопись царства Лу «Чунь цю» («Весны и осени») и другие.

Учитель сказал:

– Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее. В этом я подобен Лао Пэну . («Лунь юй», VII, 1)

Лао Пэн был крупным чиновником, жившим в эпоху Шан-Инь. Он прославился как любитель древности.

Конфуций рассматривал себя в качестве носителя вэнь, продолжателя традиций совершенномудрых императоров древности и Вэнь-вана, основателя династии Чжоу (1045-221 до н.э.).

Когда Учителю угрожали в Куане , он сказал:

— После смерти Вэнь-вана я – тот, в ком вэнь-культура. Если бы Небо поистине хотело уничтожить вэнь-культуру, то оно не наделило бы ею меня. А коль само Небо не уничтожило ее, стоит ли бояться каких-то куанцев? (Лунь юй, IX,5)

Куан — местность, расположенная на западе совр. уезда Чанхуань пров. Хэбэй. Здесь Конфуция продержали в плену несколько дней и едва не убили, о чем говорится в его биографии.

Взгляды Конфуция наиболее полно отражены в сборнике его высказываний и высказываний его учеников «Лунь юй» 论语 («Суждения и беседы»), который был составлен уже после его смерти.

♦ О Конфуции: Конфуций: жизнь и учение

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 1884
Источник: https://anashina.com/konfucianstvo/

Мудрость книги «Лунь Юй»

Книга, написанная Конфуцием, хранит все его высказывания и постулаты учения. Нельзя сказать, что он сам собирал и хранил свои поучения, нет, их по крохам собирали его ученики и уже после смерти ученого поместили в сборник. Но в этом сборнике можно найти ответы на все вопросы, касающиеся управления государством и правил поведения любого человека в обществе.

Именно жизненный путь самого мудреца стал основой и образцом для каждого последующего молодого поколения. Опираясь на его видение постепенного становления самостоятельного человека, не один благородный муж корректировал свою жизнь.

  • 15 лет – стремление к учению и образованию;
  • 30 лет – приобретение самостоятельности;
  • 40 лет – получение твердых убеждений, становление мировоззрения,
  • 50 лет – осознание себя человеком и понимание того, какие цели ставит перед тобой небо,
  • 60 лет – приобретаешь умение читать в сердцах и умах людей, никто не сможет обмануть тебя;
  • 70 лет – понимание гармонии Вселенной, следование за ритуалами, ниспосланными небом.

Учение великого Конфуция до сих пор является образцом для поведения граждан Китайской Республики.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 1128
Источник: https://MyChinaExpert.ru/osnovnye-idei-konfucianstva/

Конфуцианство в эпохи Чжань-го и Цинь


После смерти Учителя его учение активно развивалось. Наиболее заметными мыслителями эпохи Чжань-го (V-III вв. до н.э.) были Мэн-цзы (Мэн Кэ, ок.372-289 до н.э.) и Сюнь-цзы (Сюнь Куан, ок. 313-ок.238 до н.э.), олицетворяющие собой два направления конфуцианства – морально-психологическое и социально-гносеологическое.

Мэн-цзы, прозванный «вторым совершенномудрым», отстаивал положение о доброте человеческой природы, а Сюнь-цзы, напротив, полагал, что природа человека дурна. Последующие поколения конфуцианцев развили и дополнили теорию Мэн-цзы. Сюнь-цзы за свою близость легизму был на долгие века, фактически, забыт.

В эпоху Цинь (221-206 до н.э.) официальной идеологией империи стал легизм. В 213 году до н.э. император Цинь Ши-хуанди по совету философа-легиста Ли Сы (280-208 до н.э.) приказал закопать заживо 460 конфуцианских ученых и сжечь всю литературу, за исключением гадательной и имеющей практическую направленность (по сельскому хозяйству, медицине), а также книг из императорского собрания и хроники циньских правителей. Таким образом, значительная часть конфуцианского наследия оказалась утраченной.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 1153
Источник: https://anashina.com/konfucianstvo/

Этические принципы конфуцианства

В основе учения лежат правила поведения каждого человека и гражданина великой державы. Конфуций понимал, что самая первая задача, стоящая перед реформатором, – это воспитание человека. То есть на первое место в становлении сильного государства выходит человеческий фактор.

Самым трудным же в этом было заставить людей действовать как должно, поскольку каждый человек ленив по своей натуре и, даже понимая, что живет и действует неправильно, не хочет заниматься перевоспитанием себя самого. Кроме того, трудно изменить уже устоявшиеся взгляды и взглянуть на мир по-другому.

В деле перевоспитания своих соотечественников великий философ опирался на культ предков. В Китае очень долго сохранялся культ предков, и в каждой семье можно было встретить алтарь, на котором курились благовония и в трудные минуты обращались к помощи предков, мудрых и все понимающих. Давно умершие являлись образцом для подражания, неким эталоном правильного поведения, поэтому Конфуций и обратился к исконной национальной религии в деле становления нового гражданина.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 1076
Источник: https://MyChinaExpert.ru/osnovnye-idei-konfucianstva/

Ханьское конфуцианство


После воцарения династии Хань (206 до н.э. — 220 н.э.) конфуцианцы по памяти стали восстанавливать утраченные тексты. Для их записи они использовали новые, послереформенные иероглифы – «уставное письмо» (ли шу 隸書). В конце 102 года до н.э. Гунван, правитель удела Лу, в стене дома Конфуция обнаружил тексты, написанные дореформенным письмом. Среди них были «Лунь юй», «Шу цзин», «Ли цзи», «Сяо цзин» («Канон сыновней почтительности»).

Это положило начало полемике двух школ конфуцианства: «новых текстов» (цзинь вэнь 今文) и «древних текстов» (гу вэнь 古文), которая в значительной степени определила дух ханьского конфуцианства. Большую роль в этот период сыграл «Конфуций эпохи Хань» — Дун Чжуншу (ок.179-104 до н.э.), соединивший в своем учении конфуцианство с легизмом и натурфилософией.

Постепенно ханьское конфуцианство превратилось в религиозно-мистическое учение, Конфуций был обожествлен. Учителю приписывался ряд сверхъестественных черт, делавших его, фактически, богочеловеком. Так, его отцом объявлялся Черный Дракон, он сам якобы был чудесным образом рожден в дупле шелковицы, на его квадратной груди имелась магическая надпись, предвещавшая победу его учения. Небо отметило его как законодателя Китая, наделило даром предвидения, предписало быть правителем на все времена.

Верили, что его миссией было создание канонических текстов «И цзин» («Книга перемен»), «Ши цзин» («Канон песен»), «Шу цзин» («Канон исторических документов»), «Ли цзи» («Записи о ритуале»), «Сяо цзин» («Канон сыновней почтительности»), «Юэ цзин» («Канон музыки») и летописи «Чунь-цю», подготовив, тем самым, передачу Небесного мандата потомкам Красного Дракона из рода Лю, т.е. династии Хань. Провозглашалось, что Конфуций обладал сверхъестественной властью и ему были подвластны силы природы, без его внимания не обходятся даже полет насекомого или передвижение червя. Он ставился в один ряд с легендарными совершенномудрыми императорами древности – Яо, Шунем, Вэнь-ваном.

Как отмечал Фэн Юлань, «Если бы такое отношение к Конфуцию преобладало и в последующем, он бы занял в Китае место Иисуса Христа в цивилизации Запада, и конфуцианство стало бы религией в подлинном смысле слова» (Фэн Юлань. Краткая история китайской философии).

Барельеф с драконами (символом власти) перед Залом Великого Успеха (Дачэндянь) в Храме Конфуция, Пекин

В 125 году до н.э. была основана Государственная академия (тайсюэ 太學 или госюэ 國學), которая сочетала в себе функции теоретического центра и учебного заведения. Одновременно складывалась система государственных экзаменов кэцзюй 科举, просуществовавшая в Китае до 1905 года.

При императоре Мин-ди (明帝, правил в 57-75 годах) конфуцианство окончательно сложилось в государственную идеологию. Были унифицированы древние тексты, утвержден список канонической литературы.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 2806
Источник: https://anashina.com/konfucianstvo/

Является ли конфуцианское учение религией?

Многие люди называют конфуцианство религией, однако споры о его принадлежности к божественному началу ведутся по сей день. С одной стороны, в учении присутствуют религиозные элементы, такие как культ Высшего Существа (Неба) или культ духа предков. Но с другой стороны, в конфуцианстве никогда не существовало института церкви, который считается основным признаком религии.



Большинство китаеведов отрицают религиозное наполнение конфуцианства, хотя некоторые все же видят в нем высокую степень проникновения в сознание и значительное влияние на формирование поведенческого стереотипа, что позволяет отвести учению религиозную роль.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 698
Источник: https://www.mnogo-otvetov.ru/prochie/chto-takoe-konfucianstvo-i-v-chyom-ego-sut/

Неоконфуцианство

В позднейшее время, несмотря на рост влияния других учений, в частности, даосизма и буддизма, конфуцианство по-прежнему составляло основу китайской системы образования. И, таким образом, каждый более-менее образованный человек с раннего детства знал наизусть конфуцианский канон. В VI веке появился первый храм Конфуция, а в 1017 году был построен храм Конфуция в Цюйфу, на родине Учителя.

Эпохи Тан (618-907) и Сун (960-1279) отмечены дальнейшим развитием конфуцианства. В западной литературе оно получило название неоконфуцианства (Neo-Confucianism), хотя большинство китайских исследователей полагает, что использование этого термина не вполне корректно. Его предтечами были Хань Юй (768-824) и Ли Ао (772-841). Основоположниками сунского неоконфуцианства стали «пять учителей эпохи Сун»: Чжоу Дуньи (1017-1073), Шао Юн (1011-1077), Чжан Цзай (1020-1077), братья Чэн Хао (1032-1085) и Чэн И (1033-1107).

В это время в неоконфуцинстве оформляются два течения, которые получили названия ли сюэ 理学 (учение о принципе) и синь сюэ 心学 (учение о сознании). У истоков первого стоял Чжу Си (1130-1200), у истоков второго — Лу Сяншань (Лу Цзююань, 1139-1192).

Конфуцианство в интерпретации Чжу Си впоследствии получило статус официального. Сборник «Четверокнижие» сы шу 四书, куда вошли «Лунь юй» 论语 («Суждения и беседы»), «Мэн цзы» 孟子 («Сочинения философа Мэн Кэ»), «Да сюэ» 大学 («Великое учение») и «Чжун юн» 中庸 («Срединное и неизменное»), рассматривался как введение в конфуцианство и на экзаменах требовалось продемонстрировать его знание.

Идеи «учения о сознании» получили дальнейшее развитие в творчестве неоконфуцианца минского времени Ван Янмина (1472-1529). «Учение о сердце» в значительной степени впитало в себя идеи китайского буддизма, прежде всего, чань-буддизма.

Церемония перед Залом Великого Успеха в Императорской академии в эпоху Цин. Реконструкция

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 1876
Источник: https://anashina.com/konfucianstvo/

Конфуцианство в Новое и Новейшее время


XIX век оказался очень непростым в истории конфуцианства. Из самостоятельного государства Китай превратился в полуколониальную страну, раздираемую внутренними противоречиями и испытывающей военное давление со стороны западных держав. Конфуцианство все чаще стало оцениваться как учение, тормозящее модернизацию Китая, тянущее его в темное прошлое и препятствующее прогрессу.

Многие китайские ученые получили возможность учиться и работать в других странах: Японии, Америке и др. И, конечно, они испытали влияние зарубежной мысли. Этот период отмечен деятельностью таких мыслителей, как Кан Ювэй (1858-1927), Лян Цичао (1873-1929), Янь Фу (1854-1921), Лю Шипэй (1884-1919), Ху Ши (1891-1962), У Чжихуэй (1865-1953) и другие.

Бурные события минувшего века не обошли стороной конфуцианцев. Кто-то остался в КНР и пережил все невзгоды Большого скачка и Культурной революции. Другие эмигрировали на Тайвань, в Гонконг, США. Наибольшее влияние оказали такие мыслители, как Чжан Цзюньмай (1886-1969), Сюн Шили (1885-1968), Лян Шумин (1893-1988), Фэн Юлань (1895-1990), Тан Цзюньи (1909-1978), Моу Цзунсань (1909-1995), Сюй Фугуань (1903-1982).

В XX веке сформировалось направление, получившее название постконфуцианство (Post-Confucianism, хоужуцзя 後儒家), соединившее традиционные китайские идеи с достижениями западной мысли. Ярчайшим его представителем является Ду Вэймин (род. 1940), который живет и работает в США, Китае и на Тайване.

Если в начале XX века многие китайские мыслители рассматривали конфуцианство как отжившее учение, не соответствующее реалиям времени, то сейчас мы видим новый подъем конфуцианства. По всему миру на базе высших учебных заведений создаются «центры Конфуция», которые становятся одним из самых эффективных инструментов политики «мягкой силы», проводимой Китаем в отношении других стран, способствуя углублению знаний о Китае и лояльности к нему во всем мире.

Мы в социальных сетях: , , , , Instagram, Flickr, RSS, Яндекс.Дзен, Живой журнал, Tripadvisor

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать: Посмотреть все

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 2106
Источник: https://anashina.com/konfucianstvo/

Кол-во блоков: 17 | Общее кол-во символов: 19035
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://MyChinaExpert.ru/osnovnye-idei-konfucianstva/: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 3996 (21%)
  2. https://www.mnogo-otvetov.ru/prochie/chto-takoe-konfucianstvo-i-v-chyom-ego-sut/: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 3769 (20%)
  3. https://anashina.com/konfucianstvo/: использовано 5 блоков из 7, кол-во символов 9825 (52%)
  4. https://www.rutvet.ru/in-principy-i-sut-konfucianstva-osnovnye-polozheniya-etoy-religii-7992.html: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 1445 (8%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий