Что такое коммунизм

Коммунизм – это утопическая философская идея об идеальном экономическом и общественном обустройстве государства, где процветает равенство и справедливость. На практике, данная идея оказалась нежизнеспособной и нереализуемой в силу множества причин.

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 274
Источник: http://chto-takoe.net/chto-takoe-kommunizm/

Что такое Коммунизм простыми словами – кратко

Простыми словами, коммунизм – это идея создания общества, в котором люди будут обеспечены всем необходимым, независимо от их возможностей. В идеале при коммунистическом строе, не должно было быть бедного и богатого класса, а все ресурсы страны должны равномерно распределятся между всеми гражданами поровну. В данной схеме, отсутствует частная собственность как таковая, а все люди трудятся для создания общего блага. Естественно, что данная идеология относится к разряду утопических в силу природы самого человека.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 566
Источник: http://chto-takoe.net/chto-takoe-kommunizm/

Происхождение термина

Само слово «коммунизм» происходит от позднелатинского «communa», обозначавшего общину средневековых городов, действующую на принципах самоуправления и которое, в свою очередь, имеет исток в латинском тексте Евангелия: «credebant… habebant omnia communia» («верующие имели всё общее») — Деян. 2:44.

Блок: 2/19 | Кол-во символов: 321
Источник: https://traditio.wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Суть коммунизма

Прежде чем начать разбираться в сути коммунизма, следует понять тот факт, что изначальная идея и ее практическая реализация, это совершенно разные вещи. Если саму идею в принципе можно назвать вполне гуманной и идеалистической, то способ ее воплощения, таким явно не назовешь. Таким образом, данный дорогостоящий и масштабный социальный эксперимент по постройке идеального общества заключался в полной реформации власти и укрепления роли государства. В реализацию плана включались такие пункты как:

  • Отмена частной собственности;
  • Отмена прав наследования;
  • Конфискация собственности;
  • Тяжелый прогрессивный подоходный налог;
  • Создание единственного государственного банка;
  • Правительственная собственность на связь и транспорт;
  • Правительственная собственность на заводы и сельское хозяйство;
  • Государственный контроль труда;
  • Корпоративные фермы (колхозы) и региональное планирование;
  • Государственный контроль образования.

Как видно из данного далеко не полного списка реформ, гражданское общество было ограничено во многих правах, а государство взяло под контроль практически все аспекты человеческой жизни. Из этого можно сделать вывод, что несмотря на заявленные высокие идеалы, суть коммунизма заключалась в превращении граждан в безвольное население под контролем у государства.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 1299
Источник: http://chto-takoe.net/chto-takoe-kommunizm/

Название общественной формации

По мнению марксистов, коммунизм — это также название так называемой «общественной формации», основанной на «общественной собственности на средства производства», которая непременно наступит после окончательного «разложения капитализма» и неизбежной после этого «мировой революции». Основными чертами такой формации, по мнению коммунистов, являются отсутствие государства, семьи, частной собственности, эксплуатации, денег.

Принцип жизни при коммунизме: «от каждого по способностям — каждому по потребностям».

Блок: 3/19 | Кол-во символов: 541
Источник: https://traditio.wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Идеи коммунизма во 2-й пол. 19 в

В ра­бо­тах и эко­но­мич. ру­ко­пи­сях К. Мар­кса 1850–60-х гг. в кон­тек­сте уче­ния об об­ще­ст­вен­но-эко­но­мич. фор­ма­ци­ях рас­смат­ри­ва­лось дви­же­ние от «от­но­ше­ний лич­ной за­ви­си­мо­сти» в до­бур­жу­аз­ных об­ще­ст­вах к «лич­ной не­за­ви­си­мо­сти, ос­но­ван­ной на вещ­ной за­ви­си­мо­сти» в бур­жу­аз­ном об­ще­ст­ве, и за­тем к «треть­ей сту­пе­ни» об­ществ. раз­ви­тия, ко­гда «труд в его не­по­сред­ст­вен­ной фор­ме» пе­ре­ста­ёт быть ме­рой об­ществ. бо­гат­ст­ва, ка­ко­вой ста­но­вит­ся не «ра­бо­чее», а «сво­бод­ное» вре­мя: «Сво­бод­ная ин­ди­ви­ду­аль­ность, ос­но­ван­ная на уни­вер­саль­ном раз­ви­тии ин­ди­ви­дов и на пре­вра­ще­нии их кол­лек­тив­ной, об­ще­ст­вен­ной про­из­во­ди­тель­но­сти в их об­ще­ст­вен­ное до­стоя­ние» (Там же. М., 1968. Т. 46. Ч. 1. С. 101). В «Кри­ти­ке Гот­ской про­грам­мы» Маркс вы­де­лил в раз­ви­тии К. две фа­зы: на пер­вой из них «во всех от­но­ше­ни­ях, в эко­но­ми­че­ском, нрав­ст­вен­ном и ум­ст­вен­ном, со­хра­ня­ет ещё ро­ди­мые пят­на ста­ро­го об­ще­ст­ва» (Там же. М., 1961. Т. 19. С. 18), рас­пре­де­ле­ние по тру­ду и со­от­вет­ст­вую­щее ему «бур­жу­аз­ное пра­во» (В. И. Ле­нин в соч. «Го­су­дар­ст­во и ре­во­лю­ция» для обо­зна­че­ния этой пе­ре­ход­ной ста­дии упот­ре­бил тер­мин «со­циа­лизм»), то­гда как «на выс­шей фа­зе ком­му­ни­сти­че­ско­го об­ще­ст­ва, по­сле то­го как ис­чез­нет по­ра­бо­щаю­щее че­ло­ве­ка под­чи­не­ние его раз­де­ле­нию тру­да; ко­гда ис­чез­нет вме­сте с этим про­ти­во­полож­ность ум­ст­вен­но­го и фи­зи­че­ско­го тру­да; ко­гда труд пе­ре­ста­нет быть толь­ко сред­ст­вом для жиз­ни, а ста­нет сам пер­вой по­треб­но­стью жиз­ни; ко­гда вме­сте с все­сто­рон­ним раз­ви­ти­ем ин­ди­ви­дов вы­рас­тут и про­из­во­ди­тель­ные си­лы и все ис­точ­ни­ки об­ще­ст­вен­но­го бо­гат­ст­ва поль­ют­ся пол­ным по­то­ком, лишь то­гда мож­но бу­дет со­вер­шен­но пре­одо­леть уз­кий го­ри­зонт бур­жу­аз­но­го пра­ва, и об­ще­ст­во смо­жет на­пи­сать на сво­ём зна­ме­ни: Ка­ж­дый по спо­соб­но­стям, ка­ж­до­му по по­треб­но­стям!» (Там же. С. 20). Впо­след­ст­вии эта кон­цеп­ция ста­ла офиц. про­грам­мой Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии Со­вет­ско­го Сою­за.

В се­рии ста­тей К. Мар­кса, пе­ре­из­дан­ных позд­нее Ф. Эн­гель­сом под назв. «Клас­со­вая борь­ба во Фран­ции с 1848 по 1850 г.», фор­му­ли­ро­ва­лось пред­став­ле­ние о ре­во­лю­ци­ях как «ло­ко­мо­ти­вах ис­то­рии» и при ха­рак­те­ри­сти­ке «ре­во­лю­ци­он­но­го со­циа­лиз­ма», или К., свя­зан­но­го с име­нем Л. О. Блан­ки, впер­вые поя­ви­лось по­ня­тие дик­та­ту­ры про­ле­та­риа­та. Блан­ки во­об­ще ви­дел осн. раз­ли­чие ме­ж­ду «ком­му­ни­ста­ми и уто­пи­ста­ми», к ка­ко­вым он от­но­сил сен­си­мо­ни­стов, фурь­е­ри­стов и др. «по­зи­ти­ви­стов», в том, что ком­му­ни­сты яв­ля­лись по­бор­ни­ка­ми ре­во­люц. пе­ре­хо­да к но­во­му об­ще­ст­ву (в слу­чае Блан­ки – по­сред­ст­вом по­ли­тич. пе­ре­во­ро­та, уст­раи­вае­мо­го тай­ным об­ще­ст­вом проф. ре­во­лю­цио­не­ров), то­гда как «уто­пи­сты» бы­ли при­вер­жен­ца­ми мир­но­го, эво­лю­ци­он­но­го пу­ти («Ком­му­низм – бу­ду­щее об­ще­ст­ва», 1869–70). В «Об­ра­ще­нии Цен­траль­но­го ко­ми­те­та Сою­за ком­му­ни­стов» (1850) го­во­ри­лось о не­об­хо­ди­мо­сти «сде­лать ре­во­лю­цию не­пре­рыв­ной до тех пор, по­ка все бо­лее или ме­нее иму­щие клас­сы не бу­дут уст­ра­не­ны от гос­под­ства, по­ка про­ле­та­ри­ат не за­вою­ет го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти, по­ка ас­со­циа­ция про­ле­та­ри­ев не толь­ко в од­ной стра­не, но и во всех гос­под­ствую­щих стра­нах ми­ра не ра­зо­вьёт­ся на­столь­ко, что кон­ку­рен­ция ме­ж­ду про­ле­та­рия­ми в этих стра­нах пре­кра­тит­ся и что… ре­шаю­щие про­из­во­ди­тель­ные си­лы бу­дут скон­цен­три­ро­ва­ны в ру­ках про­ле­та­ри­ев» (Там же. М., 1956. Т. 7. С. 261). В «Кри­ти­ке Гот­ской про­грам­мы» «ре­во­лю­ци­он­ная дик­та­ту­ра про­ле­та­риа­та» рас­смат­ри­ва­лась как го­су­дар­ст­во пе­ре­ход­но­го пе­рио­да от ка­пи­та­лиз­ма к К. (ви­дя его про­об­раз в Па­риж­ской ком­му­не, Маркс пред­ва­рит. ус­ло­ви­ем его счи­тал «слом» всей су­ще­ст­вую­щей «бю­ро­кра­ти­че­ски-во­ен­ной ма­ши­ны»). При этом Эн­гельс пи­сал в «Ан­ти-Дю­рин­ге» о по­сле­дую­щем «от­ми­ра­нии» го­су­дар­ст­ва в ком­му­ни­стич. об­ще­ст­ве, ко­гда «на ме­сто управ­ле­ния ли­ца­ми ста­но­вит­ся управ­ле­ние ве­ща­ми и ру­ко­во­дство про­из­вод­ст­вен­ны­ми про­цес­са­ми» (Там же. М., 1961. Т. 20. С. 292).

Ха­рак­тер­ный для ли­де­ров нем. со­ци­ал-де­мо­кра­тии кон. 19 в. пре­иму­ществ. ин­те­рес к мир­но­му, эво­лю­ци­он­но­му пу­ти к со­циа­лиз­му по­лу­чил за­кон­чен­ное вы­ра­же­ние в ра­бо­тах Э. Берн­штей­на кон. 1890-х – нач. 1900-х гг., не счи­тав­ше­го со­вре­мен­ный ему ра­бо­чий класс спо­соб­ным «при­нять в свои ру­ки по­ли­ти­че­скую власть», так что «дик­та­ту­ра про­ле­та­риа­та» мо­жет стать лишь «дик­та­ту­рой клуб­ных ора­то­ров и учё­ных» (Про­бле­мы со­циа­лиз­ма и за­да­чи со­ци­ал-де­мо­кра­тии. М., 1901. С. 350–351). По­ка­за­тель­но, что пункт о дик­та­ту­ре про­ле­та­риа­та не был вклю­чён в про­грам­мы ни од­ной из пар­тий Ин­тер­на­цио­на­ла 2-го, за ис­клю­че­ни­ем РСДРП. Ф. Эн­гельс в 1890-х гг. сто­ял на гра­ни от­ка­за от кон­цеп­ции на­сильств. ре­во­лю­ции в поль­зу мир­но­го, пар­ла­мент­ско­го пу­ти к со­циа­лиз­му, а в ин­тер­вью 1893 на во­прос о ко­неч­ной це­ли от­ве­тил: «У нас нет ко­неч­ной це­ли. Мы сто­рон­ни­ки по­сто­ян­но­го, не­пре­рыв­но­го раз­ви­тия, и мы не на­ме­ре­ны дик­то­вать че­ло­ве­че­ст­ву ка­кие-то окон­ча­тель­ные за­ко­ны» (Там же. М., 1962. Т. 22. С. 563). Сле­ду­ет от­ме­тить, что Маркс и Эн­гельс очень сдер­жан­но от­но­си­лись к тер­ми­ну «со­ци­ал-де­мо­кра­тия» (по сло­вам Эн­гель­са, он во всех сво­их стать­ях упот­реб­лял сло­во «ком­му­нист», а не «со­ци­ал-де­мо­крат», ибо со­ци­ал-де­мо­кра­та­ми то­гда на­зы­ва­ли се­бя пру­до­ни­сты во Фран­ции, лас­саль­ян­цы в Гер­ма­нии).

Упот­реб­ляв­шее­ся К. Мар­ксом и Ф.Эн­гель­сом по­ня­тие «на­уч­ный со­циа­лизм», ко­то­рое про­ти­во­пос­тав­ля­лось «не­зре­лым тео­ри­ям» «уто­пи­че­ских» со­циа­ли­стов, ста­ло пред­ме­том кри­тич. ана­ли­за в лек­ции Э. Берн­штей­на 1901 «Воз­мо­жен ли на­уч­ный со­циа­лизм?» (рус. пер. 1906): со­циа­лизм как «на­ме­чен­ная цель, за осу­ще­ст­в­ле­ние ко­то­рой идёт борь­ба», как пред­по­ла­гае­мый воз­мож­ный бу­ду­щий строй за­клю­ча­ет в се­бе эле­мент «на­уч­но не­до­ка­зуе­мо­го», «час­ти­цу транс­цен­дент­но­го», и «по­доб­ное пред­вос­хи­ще­ние бу­ду­ще­го (иде­ал) все­гда яв­ля­ет­ся, так или ина­че, уто­пи­ей».

П. А. Кро­пот­кин, от­вер­гая гос. обоб­ще­ст­в­ле­ние средств про­из­вод­ст­ва, ко­то­рое он на­зы­вал «го­су­дар­ст­вен­ным ка­пи­та­лиз­мом», в сво­ей кон­цеп­ции анар­хо-ком­му­низ­ма пред­став­лял се­бе «об­ще­ст­во, ос­во­бо­див­шее­ся от ига ка­пи­та­ла и го­су­дар­ст­ва», в ви­де фе­де­ра­ции са­мо­управ­ляю­щих­ся «ком­му­ни­сти­че­ских ас­со­ци­аций для про­из­вод­ст­ва, об­ме­на и по­треб­ле­ния», без­го­су­дар­ст­вен­но­го сою­за «сво­бод­ных об­щин» – тер­ри­то­ри­аль­ных (сель­ских и го­род­ских), про­фес­сио­наль­ных и мно­же­ст­ва др. кор­по­ра­тив­ных объ­е­ди­не­ний и групп.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 7135
Источник: https://bigenc.ru/philosophy/text/2085586

Политика военного коммунизма

Через несколько месяцев после Октябрьской революции, приведшей к власти большевиков, началась гражданская война (1918—1921 гг.), в которой приняли участие несколько политических сил (белый лагерь, крестьяне, иностранные интервенты), выступившие против красных.

В этих условиях Ленин должен был держать удар, создав боеспособную армию. Также нужно было аккумулировать резервы для организации промышленного производства.

Для решения этих задач вводится военный коммунизм – это чрезвычайная экономическая политика Советской власти в годы Гражданской войны.

Такая политика включала следующие мероприятия:

  1. национализация промышленности;
  2. милитаризация экономики;
  3. полное ограничение частной торговли;
  4. натурализация зарплаты и введение продовольственных карточек;
  5. отмена денежного обращения и объявление части услуг бесплатными (в реальности они почти не оказывались);
  6. объявление всеобщей трудовой повинности для граждан 16-50 лет (их труд использовался для организации общественных работ – рытье окопов, ремонт объектов инфраструктуры и другие).

Важной мерой стало введение продразверстки – системы заготовок продовольствия за счет насильственного изъятия продукции у крестьян, произведенной сверх нормы, по твердым заниженным ценам. Она обрекла деревню на голод, зато полностью обеспечила РККА продуктами питания.

Кратко – политика военного коммунизма способствовала разгрому белых и победе в гражданской войне.

Обратной стороной чрезвычайных мер стали многочисленные крестьянские выступления (Западно-сибирское и Тамбовское восстания, Кронштадтский мятеж и другие), а также массовый голод 1921 года, от которого только в Поволжье погибло около 1 млн человек.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 1672
Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/kommunizm-chto-ehto-takoe-politika-voennogo-anarho-kommunizma.html

Роль Ленина в построении коммунизма и Военный коммунизм

В то время, когда многие страны мира смещались к демократии, Россия все еще была монархией, где царь владел всей полнотой власти. Кроме того, Первая мировая война привела к большим экономическим потерям для страны и народа. Таким образом, царь, который продолжал жить в роскоши, стал крайне непопулярным персонажем среди простых людей.

Вся эта напряженность и хаос привели к Февральской революции 19 февраля, когда рабочие закрытой фабрики и солдаты в мятеже вместе подняли лозунги против несправедливого режима. Революция распространилась как лесной пожар и заставила царя отречься от престола. Быстро сформированное Временное правительство России теперь заменило монарха.

Воспользовавшись хаосом, сложившимся в России, Владимир Ленин с помощью Льва Троцкого сформировал большевицкую прокоммунистическую «партию». Поскольку Временное правительство России продолжало поддерживать военные усилия во время Первой мировой войны, оно также стало непопулярным среди масс. Это вызвало большевистскую революцию, которая помогла Ленину свергнуть правительство и захватить Зимний дворец. Между 1917-м и 1920-м годами Ленин инициировал «военный коммунизм» для обеспечения своих политических целей.

Экстремальные меры были использованы для установления коммунизма в России, что положило начало гражданской войне (1918-1922). После чего был создан СССР, в который вошли Россия и 15 соседних стран.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 1449
Источник: http://chto-takoe.net/chto-takoe-kommunizm/

Материалистическая диалектика

Основными положениями материалистической диалектики в области истории (исторического материализма) по мнению марксистов являются:

  • положение о материальности общественных явлений и их материальном детерминизме;
  • учение об общественно-экономических формациях и неизбежной их последовательной сменой по объективным законам.

Блок: 5/19 | Кол-во символов: 350
Источник: https://traditio.wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Научный коммунизм

С точки зрения марксистов, учение коммунизма состоит из трёх основных частей «три составных части марксизма»:

  • материалистическая диалектика из двух частей, включая

«диалектический материализм» как всеобщая теория всего на свете исходя из постулатов материальности всего сущего, а также «исторический материализм» как вершина общественной философии и науки об обществе и окончательное слово в социологии;

  • марксистская политическая экономия, тоже из двух частей:

политическая экономия капитализма — теория прибавочной стоимости и политическая экономия социализма с основной идеей «планомерности развития хозяйства при социализме»;

  • собственно «научный коммунизм» как теория построения коммунистического общества посредством классовой борьбы и революции. Тут тоже можно выделить две части:

— хорошо теоретически разработанную теорию классовой борьбы, партии и революции (способ разрушения отжившего буржуазного мира), — и менее разработанную теорию построения коммунистического общества без классов, эксплуатации, денег, где все «работают по способностям а получают по потребностям». Эта последняя часть учения наиболее запутана и является до сих пор ареной дискуссий адептов и критиков коммунизма.

Для заполнения вакуума между теорией «КАПИТАЛИЗМА» и недоработанной и путанной теорией окончательного К, введено понятие СОЦИАЛИЗМА, как первой стадии К, но с некоторыми элементами отжившего капитализма. При Социализме до поры допускаются денежные отношения, личная собственность, семья, элементы государственности.

Блок: 4/19 | Кол-во символов: 1530
Источник: https://traditio.wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Коммунистические лидеры и их политика

Чтобы установить коммунизм в СССР лидеры не гнушались абсолютно никаких методов. Инструменты, используемые Лениным для достижения своих целей, включали в себя рукотворный голод, рабские трудовые лагеря и казнь хулителей власти во время Красного террора. Голодоморы были спровоцированы путем принуждения крестьян продавать свои урожаи без прибыли, что в свою очередь сказалось на сельском хозяйстве. Рабские трудовые лагеря были местами для наказания тех, кто не соглашался с властью Ленина. Миллионы людей погибли в таких лагерях. Во время Красного террора голоса ни в чем не повинных гражданских лиц, военнопленных Белой армии и сторонников царизма были заглушены массовыми убийствами. По сути это был геноцид собственного народа.

После смерти Ленина в 1924 году его преемник Иосиф Сталин, следовал политике установленной Лениным, но также сделал шаг вперед, обеспечив казнь товарищей-коммунистов, которые не поддержали его на 100%. Сеть ГУЛАГов росла. После окончания Второй мировой войны, начался период холодной войны, когда демократическое общество всеми силами противостояло распространению коммунизма в мире. Гонка вооружений и цены на энергоносители сильно пошатнули несовершенную плановую экономику СССР что сильно отразилось на жизни населения.

Таким образом, когда в 1985 году к власти пришел Михаил Горбачев, он принял новые принципы, чтобы омолодить советскую экономику и снизить напряженность в отношениях с США. Холодная война закончилась, и коммунистические правительства в приграничных странах России начали терпеть неудачу из-за более мягкой политики Горбачева. Наконец, в 1991 году, во время президентства Бориса Ельцина, Советский Союз формально распался на Россию и несколько независимых стран. Именно так и закончилась самая значительная эпоха коммунизма в мире, не учитывая несколько современных стран живущих в подобном строе.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 1895
Источник: http://chto-takoe.net/chto-takoe-kommunizm/

Учение о классах и об истории общества как об истории «классовой борьбы»

В этой части учения наибольшее сомнение всегда вызывало не столько наличие классов или их борьбы, сколько попытка свести поступательную историю человечества преимущественно к противостоянию классов. Теория никак не объясняет ни наиболее продуктивные длительные периоды относительного общественного мира, ни длительные периоды смуты после эпизодов «классовой борьбы».

Карл Маркс выделяет три общественных формации: первичную (община), вторичную (античность, феодализм, капитализм — экономическая общественная формация) и третичную. Первичная и третичная формации основаны на общественной собственности. Третичная формация и называется коммунизмом.

Переход к данной стадии развития общества снимает отчуждение труда и делает возможным свободное самоосуществление человека в материальном и духовном производстве. Конечной целью коммунизма является создание условий для всестороннего развития каждого человека и всего общества в целом. Существенно, что единственный путь к такому состоянию общества видится исключительно через насилие. Концепция коммунизма наиболее разработана в марксизме.

Блок: 6/19 | Кол-во символов: 1161
Источник: https://traditio.wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Результаты коммунизма

О результатах коммунизма довольно сложно рассуждать если подходить с точки зрения восприятия его гражданами «совка». Для кого-то, это были времена ада на земле, а кто-то вспоминает совок как что-то хорошее и теплое. Скорее всего, расхождения во мнениях в большинстве своем вызваны разными факторами: класс, политические предпочтения, экономическое положение, воспоминания о молодости и здоровье и тому подобные вещи. Тем не менее, в сухом остатке мы можем положиться только на язык цифр. Коммунистический режим был несостоятельным в экономическом плане. Помимо этого, он принес миллионы убитых и репрессированных. В некотором роде, построение коммунизма можно назвать самым дорогостоящим и кровавым социальным экспериментом на земле, который больше не должен повторятся.

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 835
Источник: http://chto-takoe.net/chto-takoe-kommunizm/

Коммунисты — кто это такие

Сегодня коммунисты – это люди, которые продолжают верить в светлое будущее, которое готовит этот строй. В полной мере реализовать идеи, предложенные классиками научного коммунизма, пока не удалось никому.

Вероятно, этому мешает глубинное заблуждение теоретиков, считавших, что тотальное обобществление сможет поднять производство на высший уровень.

Реальная практика показывает, что на трудовые подвиги лучше всего направляет экономическое принуждение и финансовое стимулирование.

Подборки по теме

Использую для заработка

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 550
Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/kommunizm-chto-ehto-takoe-politika-voennogo-anarho-kommunizma.html

Критика информационного коммунизма

Изложенные выше предположения весьма популярны в среде современных марксистов, однако встречают ряд возражений со стороны противников коммунистической идеи.

Главное возражение сводится к отсутствию стимулов к общественно-полезному труду при так называемом коммунистическом способе производства.

Это мнение основано на постулате, согласно которому человек не испытывает потребности в труде как таковом. Его целью являются некие осязаемые результаты труда — например, возможность приобретать материальные и нематериальные блага, признание и уважение в обществе, известность, слава, статус, место в общественной иерархии.

В информационной сфере одним из важнейших стимулов человеческой деятельности является потребность самовыражения, потребность творить. Именно на этом основываются предположения, что в постиндустриальном обществе будет достаточно людей, готовых создавать информацию безвозмездно.

Однако проблема заключается в том, что люди, работающие ради самовыражения, делают, как правило, то, что интересно лично им, а не то, что полезно обществу. В условиях рыночной экономики регулятором, снимающим это противоречие, являются деньги. Общественно-полезную работу человек выполняет за плату, а в свободное время делает то, что интересно лично ему, не получая за это вознаграждения или даже затрачивая собственные средства.

Коммунистический способ производства подобного регулятора не предусматривает. А общество, в котором общественные потребности и личные интересы людей не соразмеряются друг с другом, неизбежно остановится в своем развитии.

Блок: 11/19 | Кол-во символов: 1585
Источник: https://traditio.wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Возможности построения коммунизма

Одна из возможностей — это тоталитарное управление , в котором люди принудительно привлекаются к общественно-полезному труду. Именно в такую форму выливались все попытки пракической реализации коммунистической идеи, предпринимавшиеся до сих пор.

Как одну из версий такой формы общественной организации можно рассматривать и фантастическую идею кибернетического управления и планирования.

Другая возможность — выведение или воспитание нового человека, для которого будет врожденной потребностью общественно-полезный труд сам по себе. Но помимо того, что этот вариант предполагает насилие над человеческой природой, он еще и противоречит одной из первооснов марксизма — материализму. В данном случае сознание явным образом определяет бытие, так как создание людей, обладающих особым сознанием, оказывается необходимой предпосылкой для строительства коммунистического бытия.

Но, как показал опыт СССР, шаги в эту сторону могут быть (и были) сделаны, без существенного насилия над сознанием, так как оно (вполне согласуясь с доктриной) определялось бытием, то есть окружающей действительностью. Преступность в СССР была заметно ниже, чем в других странах, но не из-за силового давления, а благодаря повышению нравственных качеств людей. Стремление помочь ближнему, не ища для себя выгоды, до сих пор можно увидеть у людей, находящихся в экстремальных условиях (туристов, альпинистов, и т. д.). Пренебрежение собственной выгодой, ради блага коллектива или даже одного товарища, сыграло значительную негативную роль во время перестройки.

Помимо ненасильственного изменения человеческого менталитета, существует и третья возможность установления коммунистического способа производства, не противоречащая идее учения. Она казалась утопической в недавнем прошлом, но, в связи с невероятно быстрым развитием науки и техники, теперь не выглядит такой уж нереальной. Если отталкиваться от современного человека, который будет делать для общества то, что ему нравится, то должен быть кто-то (причем не другой человек — это противоречило бы идее учения) кто возмет на себя работы, которые не будут пользоваться спросом. Конечно, многим может показаться фантастикой, утверждение о том, что общество будщего будут обслуживать высокоинтеллектуальные роботы-гуманоиды, но еще нашим родителям казались фантастикой сотовая связь и спутниковый интернет, а про технологию виртуальной реальности вообще никто даже не думал, хотя сейчас это обычные вещи, про которые знает любой школьник. Что будет изобретено не через 50, а через 150 лет, не знает никто. Поэтому, если человек оставит тяжелую работу для машин, а сам будет заниматься наукой, искусством и самосовершенствованием, то переход к коммунизму на таком этапе развития общества вполне вероятен.

Блок: 12/19 | Кол-во символов: 2767
Источник: https://traditio.wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC

В литературе

И. А. Ефремов ярко и позитивно описал гуманное коммунистическое общество будущего в своём знаменитом романе «Туманность Андромеды», по которому был снят фильм с тем же названием.

Также проблем построения справедливого, коммунистического общества в своих фантастических произведениях касались братья Стругацкие.

Другие хорошо известные примеры: Мир Полудня и Звёздный путь.

Одно из наиболее современных описаний коммуниcтического общества содержится в эссе Юрия Мухина «Командировка в государство Солнца».

Блок: 14/19 | Кол-во символов: 519
Источник: https://traditio.wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Кол-во блоков: 31 | Общее кол-во символов: 47017
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

  1. http://chto-takoe.net/chto-takoe-kommunizm/: использовано 6 блоков из 7, кол-во символов 6318 (13%)
  2. https://traditio.wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC: использовано 8 блоков из 19, кол-во символов 8774 (19%)
  3. https://kommynist.ru/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC: использовано 2 блоков из 7, кол-во символов 1533 (3%)
  4. https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/kommunizm-chto-ehto-takoe-politika-voennogo-anarho-kommunizma.html: использовано 3 блоков из 7, кол-во символов 3303 (7%)
  5. https://bigenc.ru/philosophy/text/2085586: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 27089 (58%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий