Как открыть аспирантуру: рассмотрим внимательно


Каждый год Минобрнауки (Министерство образования и науки) вводит все больше новшеств в процесс образования, и еще вчерашние студенты чаще начинают задумываться над вопросами: «А что дает аспирантура? Для чего нужна аспирантура? Зачем многие люди заканчивают ее?» После большого количества преобразований даже многие работники образования и науки не могут этого понять.

Блок: 1/3 | Кол-во символов: 376
Источник: http://disszakaz.ru/dissertantam/kandidat-nauk/chto-takoe-aspirantura-i-dlya-chego-ona-nuzhna/

Что не так в аспирантуре?

— Согласно действующему закону об образовании, аспирантура — это третья ступень высшего образования. Что здесь не так?

— Действительно, действующий закон рассматривает аспирантуру как третью ступень высшего образования. В академии наук давно оспаривали это положение. Такой статус аспирантуры фактически не открывает аспирантам путь в науку. К счастью, Владимир Путин поддержал нас в этом, подчеркнув, что «аспирантура должна быть только научной». Я надеюсь, что после этих слов вопрос о реорганизации аспирантской системы прочно встанет в повестку дня.

— Что сегодня не так?

— Откровенно говоря, жутко смотреть на всю ту траекторию, по которой студенты и вообще молодые люди приходят в профессию, в частности, в науку. Сегодня в стране в исследовательском секторе работает около 700 тыс. человек: из них половина, то есть 350 тыс. — это ученые. Теперь смотрите по возрастам: часть ученых в возрасте 30-35 лет, а вторая часть — от 50 до 60 лет. Провал между ними образовался в 90-е годы, потому что идти в науку тогда значит обречь себя на голодное существование. Вот и уходили молодые, кто в торговлю, кто в промышленность, а кому повезло — в энергетический сектор промышленности. Там нормально платили. И получилось, как мы называем, два горба. Но те, кому сейчас за 60, по жизненным перспективам, естественно, отличаются от 30-летних. Конечно, есть исключения, и пусть, кто может, тот активно работает. Но смену для науки мы должны готовить.

Сегодня у нас на 10 тыс. населения 100 человек работают в исследовательском секторе, соответственно, половина из них — это ученые. Если выражаться в процентах, то полпроцента у нас ученые. Мы сильно в этом проигрываем многим странам. Выигрываем пока только у Китая и Индии, но и то просто потому, что у них большое население. Проигрываем мы в этом отношении и советскому периоду в жизни страны.

Мы все жалуемся, что качество выпускников университетов в постсоветский период становится все хуже и хуже. Соответственно это влияет и на качество аспирантуры. Нам не надо 20 тысяч аспирантов!

— Качество выпускников университетов хуже, потому что высшее образование сегодня может получить кто угодно, заплати только деньги. Какой же можно ожидать результат в таком случае от выпускника университета?

— Да, это так. У нас сейчас в аспирантуре обучается около 20 тыс. человек, а диссертацию защищают на выходе только 13%. Могу предположить, что кто-то потом дозащитится. Но все равно, этого явно недостаточно, это ненормальное положение. Поэтому и встал вопрос о том, что аспирантура не должна быть следующей ступенью в высшем образовании, а это должна быть система подготовки научных кадров. Нам не надо 20 тыс. аспирантов. Даже, если у нас будет 10 тыс. в год нормальных сильных аспирантов и половина из них в конце аспирантского срока защитят кандидатские диссертации, это значит, что 5 тыс. человек ежегодно будут пополнять научные кадры и другие 5 тыс., возможно, войдут в науку не через быструю защиту.

— Тогда у меня возникает прямой вопрос, как понимать, или как отличить научную аспирантуру от ненаучной?

— Аспирантские места должны выделяться тем учреждениям и организациям, которые имеют средства, подкрепленные получением грантов. У них есть места для участия в выполнении федеральных программ. Дело в том, что гранты под федеральные программы выделяются для выполнения госзаданий, а для этого необходимо оценить и научный уровень организации. Соответственно должен быть и научный руководитель. И только в этих условиях в рамках данного проекта или программы можно определить, какое количество аспирантов необходимо иметь научному руководителю. Исходя из этого, определяется и количество аспирантов для института или университета. Таким образом, молодой человек, поступающий в аспирантуру, уже четко знает свою дорогу в науку. Это не новелла, так во всем мире.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 3870
Источник: https://www.interfax.ru/interview/646078

Что такое аспирантура


До 2013 г. аспирантура считалась одной из форм профессионального образования после вуза или формой подготовки высших научных кадров, а с 2013 года ей присвоили статус третьего уровня высшего профессионального образования.

Аспирантура – какое же это образование?

Вчерашние студенты, привыкшие к лекциям и практикам, не очень хорошо представляют себе, что значит учиться в аспирантуре и что это такое. 

Однако, аспирантура — это не лекции, зачеты и экзамены, хотя без них никак, а самостоятельная форма получения знаний и образования. 

Аспиранту предстоит самому определиться с научным направлением, которое является актуальным, сформулировать тему, поставить необходимый эксперимент, получить данные и обработать, сравнить результаты с теми, что уже имеются в науке и сделать конкретные выводы.

Для завершения обучения необходимо написать и защитить кандидатскую диссертацию. Но перед официальной защитой в диссертационном совете вуза, аспирант должен пройти предварительную защиту на расширенном заседании кафедры, куда приглашают представителей с других кафедр и/или учебных учреждений.

Кто может стать аспирантом

Для вступления в ряды аспирантов нужно иметь диплом магистра или специалиста. И не обязательно иметь на руках так называемый красный диплом, достаточно и синего. Также аспирантами могут стать лица, окончившие ординатуру, аспирантуру, адъюнктуру, ассистентуру-стажировку (считаются одним уровнем образования), но их обучение осуществляется только за счет собственных средств этих лиц.

Формы обучения в аспирантуре

В аспирантуре можно обучаться по:

  • очной форме;
  • заочной форме;

Обучение по очной форме длиться 3 года (на технических специальностях 4 года), а заочная форма обучения — на год дольше, 4 или 5 лет соответственно. При заочной форме обучения нужно будет и работать, и учиться, что удается не всем. Хотя некоторые лица умудряются совмещать всё на очке.

При выборе формы обучения нужно учитывать, что можно учиться на:

  • бюджетной (бесплатной) основе;
  • платной основе;
  • целевой основе.

Возможность получать бесплатное образование дается абитуриентам, набравшим при сдаче экзаменов наибольшее количество баллов по сравнению с остальными поступающими.

Если же в рейтинге поступающих оказаться на нижних строчках, тогда можно обучаться только платно. Платное обучение в дальнейшем не исключает, при отличных результатах, переход на бюджет. Обучаться на бюджете разрешено по закону только один раз. Последующее поступление только на платную основу, но не ограниченное число раз.

«Целевое обучение» — это когда работодатель согласен оплатить обучение. Почему организация платит за обучение? Видимо, необходимы высококвалифицированные работники, которых иногда не хватает.

Как поступить в аспирантуру

Для поступления нужно представить в приемную комиссию вуза:

  • заявление;
  • паспорт (другой документ), удостоверяющий личность, гражданство;
  • диплом об образовании;
  • документы, подтверждающие индивидуальные достижения;
  • иные документы.

Индивидуальными достижениями считаются:

  • диплом о высшем образовании с отличием;
  • публикации в научных журналах;
  • дипломы, сертификаты об участии на конференциях, семинарах в учебных заведениях;
  • наличие статуса стипендиата за достижения в области науки или учебы.

Если нет публикаций в научных журналах, тогда пишется реферат по теме предполагаемой научной работы.

После того, как нужные документы сданы, настает день вступительных экзаменов. Всего три экзамена: специальность, философия науки и иностранный язык. Необходимо получить удовлетворительные оценки, иначе пересдача лишь на следующий год.

Также необходимо побеседовать с научным руководителем и получить его одобрение на поступление. Научный руководитель — это человек, который назначается из числа ученых кафедры со степенью доктора наук или звания профессора. Вместе с руководителем выбирается тема кандидатской диссертации, составляется план и порядок исследований аспиранта.

Для поступления на бюджетное обучение нужно пройти конкурс, который в среднем составляет 4-5 человека на место.

На платную и заочную аспирантуру можно поступить без конкурса в основном. Необходимо просто сдать экзамены.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 4293
Источник: http://disszakaz.ru/dissertantam/kandidat-nauk/chto-takoe-aspirantura-i-dlya-chego-ona-nuzhna/

Деньги в двух карманах!

— Извините, но это красивые слова. Если аспирант будет получать как сейчас 6 или 10 тыс. рублей в месяц, то знаете ли, даже если он не имеет семьи, жить мечтами о науке на голодном пайке невозможно.

— Резко сказано, но точно. Я считаю, что научная аспирантура должна обеспечить тот необходимый уровень зарплаты, который должен быть у аспиранта для того, чтобы он занимался только наукой. Где такие средства взять? Предлагают, что аспирант должен получать средний уровень зарплаты по региону. А где эти средства взять? Думаю, что деньги должны выделяться из двух карманов, один карман — это средства министерства науки и высшего образования, а другой — это средства тех институтов и университетов, в которых ребята обучаются в аспирантуре.

— Но это может резко сократить количество аспирантур в вузах, не у всех у них есть средства.

— А я не боюсь этого, я это даже приветствую. Я считаю, что у нас аспирантура в основном раздута за счет вузов, в том числе и потому, что она дает отсрочку от службы в армии. Известны случаи, когда по десять аспирантов были прикреплены к одному научному руководителю. И университеты этим гордятся! А на самом деле, что это такое? Ясно, что эти аспиранты не готовятся для науки. Вот поэтому и защищаются только 13%.

— Вы только что говорили о грантовой системе и что она действует во всем мире. Можете пояснить?

— Возьмем для примера США. Профессор для выполнения научного задания получает грант. Но тратить его на свою зарплату он не имеет права, а платить аспирантам и даже докторам наук из этого гранта можно. Поэтому, когда он берется за тему, обращается за грантом, он определяет, сколько аспирантов ему нужно. Обычно это не более трех. Это значит, что в наших условиях половина зарплаты аспиранту дает министерство науки и высшего образования, а другую половину институт или научный руководитель из средств гранта. Должен сказать, что в рамках национального проекта министерство выделяет достаточно средств на научную аспирантуру. По крайней мере, они покрывают затраты на осуществление тех проектов, где научное сообщество путем экспертизы сказало: да, нам нужны аспиранты.

Сейчас аспирантура — это фабрика подготовки аспирантов. Средства используются не рационально, научного работника по окончании аспирантуры мы не получаем, так что эта фабрика работает вхолостую. Вот чем должна отличаться научная аспирантура от нынешней,

— Насколько я понимаю, такой подход уменьшит количество вузов, в которых может быть аспирантура.

— Абсолютно точно. Смотрите, в рамках нацпроекта «Наука» планируется, по-моему, для поддержки аспирантов выделить средства на их зарплату в районе 100% в среднем по региону. А в какую аспирантуру он идет? Хорошо, он прошел конкурс на занятие места в аспирантуре. Но этого будет недостаточно. Должен быть конкурс и среди тех организаций, где могут быть такие аспирантуры. Институт или университет должны показать свои возможности, какие средства у них есть для научно обоснованных и проэкспериментированных позиций аспиранта. Тогда можно говорить, что весь путь в науку закончившего вуз студента, достаточно обеспечен средствами.

— А если университет без министерства может найти средства для своих аспирантов?

— Прекрасно. Если они сами могут целенаправленно создавать фонды, то хорошо. Мы все это будем только поддерживать.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 3347
Источник: https://www.interfax.ru/interview/646078

Что дает аспирантура


Зачем же нужна человеку научная степень? Что дает аспирантура? Зачем поступать в аспирантуру? Для чего же нужна аспирантура?

Все могут ответить по-разному. Из всех ответов можно выделить основные моменты:

  • обучаясь в аспирантуре можно получить бесценные навыки исследовательской работы;
  • после окончания аспирантуры и успешной защиты кандидатской диссертации выдается диплом об окончании и присваивается ученая степень кандидата наук;
  • диплом и ученая степень дают право на преподавание в высших учебных заведениях в качестве доцента, заниматься научно-исследовательской работой в научных учреждениях и организациях и является источником успешного карьерного роста;
  • немаловажный момент, для мужчин при обучении на очной форме дается отсрочка от армии.

Каждый сам решает для себя — обучаться в аспирантуре или нет. Но одно становиться ясно, аспирант, который защитил кандидатскую диссертацию, поднимается на более высокий профессиональный уровень, и это стоит потраченного времени и вложенных сил.



Заказать аспирантский реферат


Блок: 3/3 | Кол-во символов: 1085
Источник: http://disszakaz.ru/dissertantam/kandidat-nauk/chto-takoe-aspirantura-i-dlya-chego-ona-nuzhna/

Академия — «за», чиновники — против

— Да, для такого изменения положения об аспирантуре нужно менять и законодательное обоснование.

— Мы предлагали разные схемы для введения понятия «научная аспирантура». Например, докторантура у нас в стране введена постановлением правительства. Там все прописано: что такое докторантура, как туда поступают, как там люди работают. Можно пойти по этому пути. Есть другой путь. Внести изменения в закон о науке. У нас действует еще старый закон о науке и туда можно внести изменения. Там есть положение о постдипломном образовании. Можно изменить эту часть, я считаю что, если мы хотим иметь реально действующую научную аспирантуру, а не продолжение высшего образования, то нужно это определить либо законом, либо путем специального постановления правительства, как в случае с докторантурой.

— И что?

— Министерство и Рособрнадзор нам говорят: давайте не будем этого делать, есть закон об образовании, зачем его менять? Давайте регулировать с помощью федеральных государственных образовательных стандартов. Надо всего лишь ввести в образовательный стандарт положение, что аспирантура — это не высшее образование, которое заканчивается выпускной дипломной работой, а написанием и представлением к защите диссертации. Я лично не убежден, что такое изменение поможет нам перевести нынешнее состояние аспирантуры как фабрику подготовки аспирантов в научную — как форму подготовки ученых.

Если не изменим положение об аспирантуре законодательно или постановлением правительства, остается двусмысленность, и аспирантура по-прежнему, реально останется лишь третьей ступенью высшего образования.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 1640
Источник: https://www.interfax.ru/interview/646078

Сложности перехода

Перевод аспирантуры в вузовскую систему заставил научные организации заняться тем, что они раньше не делали или делали минимально. Чтобы получить аккредитацию аспирантских программ, нужно подготовить образовательную составляющую, при необходимости — создать новые отделы, выделить ставки, увеличить бюрократическую нагрузку на сотрудников.

Учреждениями науки, считают их руководители, выполнять эти требования труднее, чем вузам:

«У нас сейчас еще стоит вопрос с аккредитацией. Потому что одно дело — это вузы, которые могут обеспечить и жильем, у них есть общежития, у них есть питание, медпункт. Вопросы возникают еще и те, которые не связаны непосредственно с самим процессом исследования. Нам надо обеспечить все вплоть до пожарников» (НИИ, Ленинградская область);

«…С тех пор, как Минобрнауки взялось за организацию аспирантуры, пришлось из науки брать человека, кандидата наук, высококвалифицированного сотрудника, и сажать его на аспирантуру. Все, он для науки ничего не сделает, потому что он обязан просто вот это огромное количество бумаг разбирать, по полкам раскладывать» (Институт РАН, Томск).

Некоторые организации нашли выход в союзе с высшими учебными заведениями. В тех, что не смогли соответствовать требованиям, аспирантура была закрыта.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 1282
Источник: https://iq.hse.ru/news/283623388.html

Эпилог

Велик и могуч баснописец Крылов. Полторы сотни лет тому назад сказал великую фразу: «А воз и ныне там!». Басня эта показывает, как можно делать так, чтобы ничего по сути не изменилось. Все очень просто — на деле поддержать, но бумажкой не подкрепить, подчеркиваю, бумажкой, а не устным согласием, даже президента. Если не будет законодательного или правительственного положения о научной аспирантуре, фабрика подготовки аспирантов будет продолжать работать вхолостую.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 477
Источник: https://www.interfax.ru/interview/646078

Учеба не во благо


Критикуется качество подготовки поступающих в аспирантуру и ее новая «программная модель»: она работает хуже, чем прежнее наставничество, «доучивать» специалистов стало сложнее:

«Уровень нынешних выпускников вузов настолько низок…Если раньше это была широкая бурная река, из которой мы как рыбаки могли выловить достойных кандидатов в аспирантуру, то сейчас маленькие пескарики там плавают» (НИИ, Ленинградская область);

В организациях науки хотели бы сократить продолжительность образовательных курсов, увеличить время на индивидуальные занятия с наставниками, над проектами и диссертацией.

Здесь по-прежнему приветствуют трудоустройство обучающихся, тем более что аспирантские стипендии, несмотря на повышение, оставляют желать лучшего (минимальный размер — 2921 руб.). Однако усиленная учебная нагрузка ставит препятствия:

«Если он работает у меня в институте, он становится младшим научным сотрудником, он получает за это деньги, он входит в команду, он получает гранты, он зарабатывает, он думает. А сейчас что происходит? Этот аспирант вынужден бежать в университет и слушать лекции после шести часов вечера вместо того, чтобы сидеть заниматься наукой» (Институт РАН, Екатеринбург).

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 1215
Источник: https://iq.hse.ru/news/283623388.html

Конфликт интересов

Введенные в 2015 году конкурсные процедуры найма сотрудников на открытом рынке остаются скорее формальностью — в приоритете традиционно кадры из «своих», в том числе аспирантов:

«…конкретно молодой человек, мы уже знаем, что он будет работать у нас. Он сейчас еще в аспирантуре, но он очень успешен, очень настойчив, любит работать. То есть, это не так, как на рынке труда — пошёл на базар, посмотрел на яблоко, надкусил и купил. Нет, научных работников выращивают» (Институт РАН, Екатеринбург);

При подобных установках реформирование воспринимается как кадровая угроза. Из-за закрытия аспирантур и сокращения числа аспирантов в научных учреждениях предвидят или уже испытывают проблемы с наймом молодых ученых, отмечают исследователи.

Таким образом, цель преобразований — подготовка «более универсальных специалистов, нежели выточенных под конкретную организацию» вступает в конфликт с интересами работодателей. Как его преодолеть, вопрос открытый. Большинство руководителей видят один способ — вернуть аспирантуре научный статус. Это предложение сегодня обсуждается на самом высоком уровне, а заявления представителей отрасли говорят о том, что реформа еще не закончена.

IQ

Авторы исследования:

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 1225
Источник: https://iq.hse.ru/news/283623388.html
Кол-во блоков: 13 | Общее кол-во символов: 21757
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://www.interfax.ru/interview/646078: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 9334 (43%)
  2. https://iq.hse.ru/news/283623388.html: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 6361 (29%)
  3. https://www.sites.google.com/site/formats158/kak-otkryt-aspiranturu-v-vuze: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 308 (1%)
  4. http://disszakaz.ru/dissertantam/kandidat-nauk/chto-takoe-aspirantura-i-dlya-chego-ona-nuzhna/: использовано 3 блоков из 3, кол-во символов 5754 (26%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий