Налоговая политика РФ: рассмотрим по полочкам

Налоговая политика — сложное по своей структуре явление. Даже на уровне определения данного термина в среде экспертов возникают дискуссии. Какова специфика реализации налоговой политики на предприятиях, а также в рамках активностей государственных органов власти? Каковы особенности российской модели выстраивания системы налогов и сборов?


Блок: 1/11 | Кол-во символов: 340
Источник: https://BusinessMan.ru/nalogovaya-politika-rf-sushhnost-i-celi.html

Сущность налоговой политики

Что такое «налоговая политика»? Согласно распространенной точке зрения, данное явление можно считать составной частью другого, более масштабного направления деятельности государства. А именно — финансовой политики. Под таковой обычно понимается комплекс мер, реализуемых политическими институтами и направленных на получение и последующее эффективное использование финансовых ресурсов. Термин «налоговая политика» может употребляться не только в контексте деятельности государства.

Соответствующий тип активности может определяться как часть стратегии развития бизнеса, направленной, как вариант, на оптимизацию отчисления налоговых платежей с выручки. Правда, как отмечают многие исследователи, в этом контексте термин, о котором идет речь, употреблять не вполне корректно с той точки зрения, что предприятие не может быть субъектом налоговой политики. Однако в неофициальном порядке соответствующее направление деятельности фирмы в некоторых случаях именуется созвучно исследуемому термину.

Как может звучать определение термина «налоговая политика»? В российской экспертной среде распространена формулировка, в соответствии с которой рассматриваемое явление можно понимать как деятельность государственных и муниципальных органов власти, направленных на обеспечение корректного и своевременного сбора налоговых платежей с субъектов, которые по закону должны их производить. Цель сбора налогов — пополнение бюджета на том или ином уровне (если говорить о российской модели — государственном, региональном или же муниципальном). В свою очередь, за распределение полученных денежных ресурсов отвечают, как правило, субъекты политического управления в рамках иных сфер финансовой политики.

Блок: 2/11 | Кол-во символов: 1718
Источник: https://BusinessMan.ru/nalogovaya-politika-rf-sushhnost-i-celi.html

План:


Введение.

1. Развитие налогообложения в России.

2. Сущность и функции налогов.

3. Налоговая политика государства.

3.1 Сущность и значение налоговой политики.

3.2 Стратегия и тактика налоговой политики.

3.3 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма.

4. Налоговая система России.

Заключение.

Список литература.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 327
Источник: https://mirznanii.com/a/235195/nalogovaya-politika-rf-na-sovremennom-etape

Частная или государственная сфера?

Выше мы отметили, что понятие налоговой политики может быть связано не только с деятельностью государственных органов, но также и с активностями различных субъектов правоотношений, не относящихся к политическим институтам. Многие эксперты считают, что термин, о котором идет речь, допустимо трактовать в контексте деятельности любых субъектов, которые так или иначе связаны с налогами.

Однако предприятия в этом случае будут, вероятнее всего, объектами соответствующего административного воздействия со стороны власти, то есть налогоплательщиками, а государственные и муниципальные органы — субъектами, теми, кто взимает в законном порядке соответствующие сборы в казну. Термин «налоговая политика предприятий», по сути, корректен, однако оспаривается экспертами, приводящими вышеперечисленные аргументы. То есть политика как вид деятельности должна проводиться прежде всего институтом, претендующим на субъектность, считают аналитики.

Таким образом, многие юристы считают, что налоговая политика — это в общем случае все же прерогатива государства (или иных административно-политических субъектов — муниципалитетов, частей федерации и т. д.). При этом, как мы отметили выше, она реализуется как часть более масштабного направления деятельности властей — финансовой политики. Не считая, собственно, активностей политических институтов в области налогов, существует большое количество других сфер, которые так или иначе входят в финансовую отрасль государственного управления. Какие это сферы?

Блок: 3/11 | Кол-во символов: 1529
Источник: https://BusinessMan.ru/nalogovaya-politika-rf-sushhnost-i-celi.html

Введение


Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

С точки зрения науки об управлении государство как объект управления ничем не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.

Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Ввиду этого актуальность данной работы бесспорна.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1545
Источник: https://mirznanii.com/a/235195/nalogovaya-politika-rf-na-sovremennom-etape

Налоговая политика и смежные с ней сферы

Прежде всего, это бюджетно-налоговая политика. Ее основной признак — деятельность государственных институтов, вовлеченных в соответствующие процессы. Она направлена, во-первых, на стимулирование роста бюджетных доходов, а во-вторых, на создание условий для эффективного их использования. В состав финансовой политики входит также таможенная сфера. Это обусловлено тем, что значительный объем финансовых потоков, контролируемых государством, формируется именно на государственной границе — как результат взимания различных сборов и пошлин. Государственная налоговая политика также соседствует с монетарным направлением деятельности политических институтов. Здесь речь идет об активностях, в рамках которых эмитируется национальная валюта, ведется управление банковской сферой, решаются вопросы кредитования, формирования резервов и т. д. Существует также налоговая учетная политика. Можно отметить, что соответствующие ей активности многие эксперты относят к тем, что свойственны как раз таки для субъектов правоотношений, не относящихя к политическим институтам. Данный вид деятельности — прерогатива бизнесов, перед которыми стоит задача корректного исчисления сборов и контроля над их своевременной уплатой в государственную казну.

Блок: 4/11 | Кол-во символов: 1275
Источник: https://BusinessMan.ru/nalogovaya-politika-rf-sushhnost-i-celi.html

3.1. Сущность и значение налоговой политики

Налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

Задачи налоговой политики сводятся к:

— обеспечению государства финансовыми ресурсами;

— созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;

— сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Можно выделить три типа налоговой политики.

Первый типполитика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

Второй тип – политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

Третий тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 2244
Источник: https://mirznanii.com/a/235195/nalogovaya-politika-rf-na-sovremennom-etape

Значение налоговой политики

Налоговая политика государства может оказывать сильнейшее влияние на национальную модель развития экономики. Это прослеживается сразу в нескольких аспектах. Во-первых, от того, насколько эффективным будет сбор налогов, зависят бюджетные возможности государства, а значит, способность властей выполнять свои обязательства, прежде всего социального характера. Во-вторых, регулируя величину тех или иных налогов, вводя какие-либо из них или, наоборот, отменяя, государство в значительной степени определяет динамику развития национальной предпринимательской сферы, формирует условия для ее инвестиционной привлекательности. Некоторые эксперты считают, что налоговая политика государства — это, по сути, постоянный поиск компромисса между двумя отмеченными началами. То есть, с одной стороны, власть желает выполнять свои бюджетные обязательства, с другой — обеспечивать комфортные условия ведения деятельности для налогоплательщиков.

Блок: 5/11 | Кол-во символов: 959
Источник: https://BusinessMan.ru/nalogovaya-politika-rf-sushhnost-i-celi.html

Цели налоговой политики


Выполнение социальных задач — не единственная цель, которую предопределяет бюджетно-налоговая политика, проводимая государством. Есть и другие. В числе важнейших с точки зрения поддержания суверенитета страны — это финансирование в достаточных объемах национальных вооруженных сил, правоохранительных органов и других институтов исполнительной власти, важных с точки зрения качества политического управления государством. Ресурсы для пополнения бюджета в требуемых объемах нужны государству с точки зрения решения приоритетных задач на международной арене. Если инструменты налоговой политики, используемые властями, в достаточно мере эффективны, то монетарные власти страны с минимальной вероятностью будут зависеть от иностранных кредиторов. Суверенный бюджет — одно из ключевых условий выстраивания успешного, независимого государства.

Блок: 6/11 | Кол-во символов: 863
Источник: https://BusinessMan.ru/nalogovaya-politika-rf-sushhnost-i-celi.html

3.2. Стратегия и тактика налоговой политики

Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика – это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 679
Источник: https://mirznanii.com/a/235195/nalogovaya-politika-rf-na-sovremennom-etape

Направления работы в рамках налоговой политики


Какого рода направлениями работы властей характеризуется налоговая финансовая политика? Если говорить о специфике российской модели, то можно выделить следующий их спектр:

  • совершенствование национального механизма сбора налогов, регулирующей его правовой системы с целью оптимизации динамики поступлений сборов в казну;
  • осуществление контроля за качеством исполнения ключевых пунктов государственной стратегии в области взимания налогов;
  • рационализация административных мер в области налогообложения;
  • грамотная реструктуризация долгов на уровне государственных механизмов кредитования, а также в области бюджетных отношений;
  • рациональное распределение средств в рамках бюджетных отношений;

При этом с целью решения соответствующих данным направлениям активностей политических институтов задач задействуются как законотворческие механизмы, так и исполнительные в балансе, оптимальном с точки зрения управляемости процессом и эффективности функционирования институтов.

Блок: 7/11 | Кол-во символов: 1014
Источник: https://BusinessMan.ru/nalogovaya-politika-rf-sushhnost-i-celi.html

Структура налоговой политики

Каковы основные направления налоговой политики в современных государствах? Какова структура рассматриваемого направления деятельности институтов политического управления? Эксперты выделяют три основных компонента налоговой политики.

Во-первых, это концептуальная проработка ключевых элементов стратегии государства в области сбора платежей в казну. В рамках данного направления деятельности часто задействуется научный инструментарий, используются результаты исследования объективных законов развития экономики страны, особенностей выстраивания социальных коммуникаций.

Во-вторых, это определение оптимальных механизмов распределения доходов исходя из необходимых приоритетов в финансировании тех или иных отраслей экономики государства, а также специфики международной и внутренней политической обстановки.

В-третьих, это практическая законотворческая, исполнительная, а в ряде случаев также и судебная деятельность государственных органов власти, основанная на проведенной работе в рамках первых двух направлений активностей политических институтов.

Блок: 8/11 | Кол-во символов: 1081
Источник: https://BusinessMan.ru/nalogovaya-politika-rf-sushhnost-i-celi.html

Критерии эффективности налоговой политики


Каковы критерии эффективности проводимой государством налоговой политики? Есть весьма разнообразный спектр мнений исследователей на этот счет. Некоторые эксперты полагают, что основной критерий — способность государства обеспечивать финансовый суверенитет, о котором мы говорили выше. Который непосредственным образом влияет на независимость в решении политических задач. Таким образом, если текущие направления налоговой политики выстроены так, что страна не испытывает проблем с выплатами внешнего долга или вовсе обходится без международных займов, то это значит, что соответствующее направление деятельности государства реализуется эффективно.

Есть точка зрения, в соответствии с которой качество налоговой политики определяется совокупностью неких макроэкономических показателей, таких как, например, рост ВВП страны, увеличение торгового сальдо, укрепление курса национальной валюты и т. д. Эксперты, которые считают данные критерии первостепенными, аргументируют свою точку зрения тем, что макроэкономические индикаторы — в достаточной мере наглядный показатель эффективности работы всей финансовой системы государства, важнейшая часть которой — налоговая политика.

Есть аналитики, которые считают ключевым критерием степень благосостояния общества. При этом оценивать его можно по-разному: сравнивая с теми или иными показателями в зарубежных странах (например, по признаку покупательной способности средней зарплаты), исследуя, например, общественное мнение с помощью социологических опросов. Вполне возможен вариант, когда население, имея объективно скромные финансовые возможности, тем не менее считает, что предлагаемая им властями модель экономического развития приемлема.

Блок: 9/11 | Кол-во символов: 1729
Источник: https://BusinessMan.ru/nalogovaya-politika-rf-sushhnost-i-celi.html

Налоговый механизм

Налоговая политика предприятия (если условиться, что данный термин в полной мере применим к деятельности субъектов вне государственной сферы) или политических институтов, так или иначе, базируется на совокупности неких принципов, которые, в свою очередь, становятся частью налогового механизма, в функционировании которого принимает участие непосредственный субъект финансовых отношений. Каковы его характеристики и особенности?

Налоговый механизм, реализуемый на уровне национальной экономики, хозяйственной системы региона, муниципалитета или отдельного предприятия — это совокупность методов, с помощью которых тот или иной субъект правоотношений в финансовой сфере достигает своих целей. Для государства это увеличение налогов (не в ущерб интересам бизнеса), для предприятий — уменьшение сборов (без негативного влияния на бюджет). Основные элементы механизма, о котором идет речь — это планирование, регулирование, а также контроль.

Налоговая политика организации в аспекте планирования предполагает выстраивание системы прогнозирования необходимых для конкретного предприятия отчислений, обусловленных законодательными предписаниями или же объективным ходом экономических процессов на уровне национальной, региональной или отраслевой хозяйственной систем. В свою очередь, государство, в принципе, задействует тот же метод — составление прогнозов, однако выступает субъектом сбора налогов. Планирование может быть при этом оперативным, текущим или же стратегическим.

Налоговое регулирование — тип активностей, который, в свою очередь, характерен только для государственных органов, вовлеченных в процессы финансового управления. Предприятие в силу закона не может быть субъектом данного типа активностей. Ключевые принципы налогового регулирования, которое можно считать прерогативой государства — обоснованность, целесообразность, а также приоритет баланса интересов различных субъектов правоотношений.

Налоговый контроль, в свою очередь, может осуществляться как предприятиями, так и государством. При этом бизнесы могут быть как субъектом, так и объектом соответствующего контроля. В первом случае налоговая политика предприятия предполагает ведение мониторинга структур, ответственных за корректное исчисление и своевременную уплату сборов в казну, во втором — возможные проверки со стороны государственных органов. В свою очередь, политические институты в общем случае выступают субъектами налогового контроля, проверяя, насколько, в частности, высок уровень платежной дисциплины тех же предприятий в аспекте перечисления необходимых сборов в казну.

Блок: 10/11 | Кол-во символов: 2581
Источник: https://BusinessMan.ru/nalogovaya-politika-rf-sushhnost-i-celi.html
Кол-во блоков: 15 | Общее кол-во символов: 18377
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://BusinessMan.ru/nalogovaya-politika-rf-sushhnost-i-celi.html: использовано 10 блоков из 11, кол-во символов 13089 (71%)
  2. https://mirznanii.com/a/235195/nalogovaya-politika-rf-na-sovremennom-etape: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 4795 (26%)
  3. https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7646: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 493 (3%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий