Как сводить звук: распишем во всех подробностях

Трек наконец готов и аранжировка полностью завершена, и теперь настало время для последних штрихов. Проверь, сделал ли ты это на все 100%, следуя советам известного продюсера Холлина Джонса, который досконально владеет секретами сведения и мастеринга.


Блок: 1/21 | Кол-во символов: 253
Источник: https://zwook.ru/article/20-sovetov-po-svedeniu-ot-hollina-dzonsa

Описание

Сведение — не чисто технический процесс соединения различных треков в единое целое, это скорее творческая деятельность, от которой зависят особенности звучания результата. Цель сведения различается в зависимости от концепции проекта.

Критерием оценки в проектах, ориентированных на реалистическое отображение процесса исполнения музыки, служит протокол OIRT:

  • Пространственное впечатление записи, которое включает в себя такие составляющие, как: передача ощущения объёма помещения, в котором располагаются звуковые источники, естественность передаваемого пространства, реверберационные отражения, планы звуковых источников, учёт традиций звукового решения пространственного образа в музыке различных стилевых направлений, отсутствие дефектов вызванных наложением нескольких звуковых пространств (многопространственность).
  • Прозрачность фонограммы, которая определяется текстовой разборчивостью, различимостью звучания отдельных инструментов или групп инструментов, ясностью передаваемого пространства.
  • Музыкальный баланс фонограммы создаваемый логичными соотношениями громкостей между частями произведения, соотношениями громкостей голосов, инструментальных групп и отдельно взятых инструментов.
  • Тембр фонограммы, как целостного произведения, удобство восприятия тембрового звучания, естественность отражения тембральной окраски инструментов и выгодность подачи тембров.
  • Стереофоничность фонограммы, как целостной звуковой панорамы, характеризующейся симметричностью положения прямых сигналов и отражений, равномерностью и естественностью расположений звуковых источников, учётом традиций решения панорамирования в музыке различных стилей.
  • Технические замечания по качеству звукового образа, дефектов, проявляющихся в нелинейных искажениях, неверной передаче частотной характеристики, резонансах, различных видах помех и шумов.
  • Характеристика исполнения, которая заключается не только в отсутствии исполнительского брака, заключающегося в неверных нотах, ритмических ошибках, интонационных ошибках, недостаточной ансамблевой сыгранности, но и в качестве использования выразительных средств, таких как темп и его агогические отклонения, пропорциональность динамических оттенков динамического плана произведения в целом и градаций динамики на уровне интонации.
  • Аранжировка произведения представленного в виде фонограммы оценивается в случае исполнения переложений музыкальных произведений для других составов исполнителей.
  • Динамический диапазон фонограммы в протоколе отражает не только соотношение полезного сигнала и шумов, соотношение уровней звуков между пиками и самыми тихими фрагментами, но и соответствие динамики условиям, в которых фонограмма будет прослушиваться, традиционным для конкретных стилей музыки представлениям о решении динамического плана, естественность и логичность в передаче динамических оттенков, акцентов и кульминаций.

Данная концепция используется при сведении большей части академических жанров, значительной части фольклорной и джазовой музыки. При этом, часто, наилучшие результаты могут быть получены, если условия записи были близки к идеальным, а запись выполняется на стереопару микрофонов и вообще не требует сведения.

При сведении поп-, рок-, электронных и хип-хоп проектов чаще всего фонограмма рассматривается не как документальная фиксация создания музыкантами произведения искусства, а как самостоятельный вид искусства, выражающий свой собственный художественный образ. Для оценки сведения в рамках данной концепции не существует единого протокола.

Для микширования применяют аналоговый, цифровой или виртуальный микшерный пульт или просто микшер. Также для микширования музыки в виртуальной среде используются секвенсоры.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 3674
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_(%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0)

1. Начни сначала

Работаешь ли ты с доведением микса до ума, или идешь в профессиональную студию дорабатывать стемы, всегда нужно начинать с основ и работать с ними. Под этой фразой мы имеем ввиду прослушку каждой дорожки драм-секции в соло (если ты, конечно, не используешь готовые драм лупы) и ее точную балансировку по громкости и панораме. Затем включи канал с басом и сбалансируй его касательно драм-секции. Затем постепенно добавляй больше и больше элементов в микс, балансируя их друг с другом.

 

Здесь не существует определенного порядка действий, но кое-какие правила все же имеются. Как сделать сведение голоса и музыки: гораздо лучше обрабатывать вокал  ближе к концу, когда остальные инструменты уже отлично звучат, не перекрывая друг друга. Работая в этом направлении, ты обезопасишь себя от перегрузок в работе, например, попыток «упихать» в микс кучу каналов одновременно с самого начала. Всегда начинай с ядра — баса и барабанов, — и добавляй остальное постепенно.

Блок: 2/21 | Кол-во символов: 984
Источник: https://zwook.ru/article/20-sovetov-po-svedeniu-ot-hollina-dzonsa

Что такое мастеринг?


Мастеринг – завершающий этап перед выпуском песни

После сведения трек отправляется на мастеринг.

Основная цель мастеринга – финальная обработка готовой композиции и ее подготовка к тиражированию на физических и цифровых носителях. На этом этапе создается мастер-копия трека.

До наступления цифровой эры треки мастерились под стандарты звучания виниловых пластинок и аудио-кассет. Сегодня мастеринг делается с учетом требований интернет-площадок. Например, для корректной работы в iTunes треки мастерятся с некоторыми нюансами.

На этапе мастеринга звукорежиссер добавляет последние штрихи в музыкальное полотно. Это может быть обработка плагинами для эмуляции аналогового звучания, подъем или понижение громкости.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 733
Источник: https://gitarmonstr.ru/zvukozapis/svedenie-i-mastering-zvuka.html

2. Возьми перерыв

Можно реально сойти с ума во время сведения. Когда ты уже написал трек, записал инструменты и наконец все отредактировал, наступает время бесконечной прослушки лупов. В этом процессе очень легко потерять главную цель и перестать слышать, что звучит плохо, а что — хорошо. Очень часто случается так, что уши попросту устают и слух начинает искажать звуки. Это случается даже с самыми опытными продюсерами, поэтому будь осторожен в таких случаях.

Если ты работаешь над чем-то уже не первый час и начинаешь сомневаться в аккуратности микса, уйди из комнаты или студии как минимум на час. Если это возможно, вернись к треку только на следующий день. Тогда ты будешь обновлен и свеж, и сможешь критически оценить, где был прав, и где что-то пошло не так. Потеря правильного видения — это только временная проблема.

Блок: 3/21 | Кол-во символов: 831
Источник: https://zwook.ru/article/20-sovetov-po-svedeniu-ot-hollina-dzonsa

Заключение

Сведение и мастеринг – это по большому счету творческий процесс. Нет единых стандартов для любой композиции. Вы можете свести и отмастерить трек вопреки всем устоявшимся нормам, если того требует художественный замысел.

Поначалу лучше всего работать по референсам, копируя стиль и звучание ваших любимых артистов. Разобравшись в процессе, вы уже сможете самостоятельно выстраивать микс.

Ниже представлено видео, в котором наиболее понятно показано, как сведение и мастеринг влияют на конечное звучание песни.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 520
Источник: https://gitarmonstr.ru/zvukozapis/svedenie-i-mastering-zvuka.html

3. Потрать немного денег

В последнее время наличие домашней студии для создания музыки на компьютере в спальне или на чердаке — это гораздо более реальная вещь, чем раньше. Ты действительно можешь получить высокий уровень продакшна, просто работая дома. Можно сделать защиту микрофона и потратиться на некоторую изоляцию. Но на стадии сведения все проблемы «вылазят» наружу.

Поэтому, если у тебя есть знакомый инженер со своей профессиональной студией, можно потратить некоторое количество денег и заказать сведение у него. Деньги, которые ты потратишь, будут отражены на финальном качестве твоих композиций.

Блок: 4/21 | Кол-во символов: 616
Источник: https://zwook.ru/article/20-sovetov-po-svedeniu-ot-hollina-dzonsa

4. Используй подгруппы

Большинство DAW и основное количество аналоговых микшеров поддерживают группировку аудиоканалов. В самом простом понимании это позволяет объединить схожие каналы в один, и ты можешь получить контроль над суммарным выходом всех этих дорожек на одном канале. Такие операции хорошо проводить над перкуссиями, хорами, ритмическими гитарами и т. п.

Объединив каналы, попробуй поднять или понизить их уровень в общем миксе — удобно, не правда ли? При этом ты все еще сохраняешь контроль над каждым каналом по отдельности. Группировка — это хороший путь организации больших, громоздких проектов, к тому же, сама функция до безобразия проста.

Блок: 5/21 | Кол-во символов: 661
Источник: https://zwook.ru/article/20-sovetov-po-svedeniu-ot-hollina-dzonsa


5: Playback, Playback, Playback

Этот совет упоминается в статьях очень часто, и ты просто обязан тестировать микс на максимально возможном количестве аудиосистем. Он может звучать прекрасно на мониторах за 5000 долларов в студии, но как же он будет звучать в обычной среде при прослушке обычными людьми на телефонах, дешевых наушниках, айпадах, в машинах, например?

Во всех приличных студиях стоит как минимум одна дополнительная пара маленьких мониторов (исторически сложилось так, что чаще всего это Yamaha NS10) для тестирования миксов, но даже если ты работаешь из дома или проект-студии, тебе необходимо прослушать микс самостоятельно, например в наушниках, и затем вернуться к работе на мониторах с учетом услышанного. Пробуй свой микс везде: хай-фай системы, телефоны, и пр.

Ты можешь быть удивлен тем, сколько баса пропадает на дешевых акустических системах. Старайся универсализировать свой микс для всех этих систем: это искусство и наука процесса сведения.

Блок: 6/21 | Кол-во символов: 974
Источник: https://zwook.ru/article/20-sovetov-po-svedeniu-ot-hollina-dzonsa

6. Временно измени громкость

Мониторинг должен проводиться на одном универсальном уровне, ни слишком громком, ни слишком тихом. Тем не менее, существует как минимум несколько причин, почему стоит проверить микс на разных громкостях. Очень легко переоценить силу баса, например, если все остальное слишком задрано. Если твой микс хорош, ты должен слышать все его элементы, даже когда он играет очень тихо — включая бас, и относительные уровни инструментов не должны изменяться слишком сильно.


Подобно предыдущему примеру, если при увеличении громкости частоты становятся слишком жесткими и раздражающими, или баса становится слишком много, или вокал теряется за гитарой, нужно что-то менять. Решение таких вопросов — это часть хорошего сведения, и будет просто замечательно, если конечный продукт будет звучать сильно и чисто на любом уровне громкости.

Блок: 7/21 | Кол-во символов: 861
Источник: https://zwook.ru/article/20-sovetov-po-svedeniu-ot-hollina-dzonsa

7. Пошлина на экспорт

Когда твой финальный микс готов, тебе нужно экспортировать wav-файл для записи на CD или отправки на мастеринг. Ко всему прочему, тебе необходимо экспортировать стемы: индивидуальную копию каждого отдельного аудио канала в виде цифрового файла. Для этого существует несколько причин.

Во-первых, как бэкап: ты получишь дубликаты записи каждого канала плюс всю наложенную на них обработку. Так что ты всегда сможешь вернуться назад, если что-то случится. Во-вторых, стемы очень хороши для ремиксов. Если они тебе понадобятся, связка хорошо сведенных стемов одинаковой длины станут настоящим подарком для продюсера, который возьмется за ремикс твоего трека.

Блок: 8/21 | Кол-во символов: 686
Источник: https://zwook.ru/article/20-sovetov-po-svedeniu-ot-hollina-dzonsa

8. Вместе — лучше

Очень заманчивым способом создания композиции может показаться создание индивидуальных элементов в соло, доведение их до ума и последующее добавление их в трек. Но не забывай, что важен ансамбль, а не каждый звук по отдельности. Конечно же, всегда существуют некоторые звуки, которые должны выделяться, например, вокал, но ключ к хорошему сведению — это сочетание.

Для того, чтобы достичь этой цели, неважно, что ты будешь делать, даже если тебе нужно обрезать большое количество баса в ритм гитаре для лучшего ее сочетания в остальном контексте.

Причем в режиме соло она может звучать слишком уж тонко, но пока общий микс звучит прекрасно, это означает правильность решения. Но если твоим творческим решением было выставление этой гитары на первый план, попробуй применить прием «дабл-трек». Для этого необходимо продублировать дорожку с инструментом, выставить на нее задержку на пару миллисекунд, и применить к одной из дорожек какой-нибудь эффект, например, хорус. Тогда твоя гитара будет звучать более «ярко». Такие приемы можно применять к любому инструменту.

Блок: 9/21 | Кол-во символов: 1094
Источник: https://zwook.ru/article/20-sovetov-po-svedeniu-ot-hollina-dzonsa

9. Может быть и громче

Когда хочется сделать звук толще, жирнее — рука сама тянется к фейдеру, чтобы задрать его погромче, только это может привести к перегрузке канала. Вместо этого лучше всего использовать компрессию и выборочно приподнять нужные частоты в эквалайзере. Еще один хороший трюк описывался выше: дабл-трек делает дорожку более «сочной».

Дублирование канала — это очень простая функция, воспользоваться которой можно на любой системе, и которая позволяет проигрывать оба канала на более низкой громкости, так как в микс поступает больше сигнала. Также дублированные каналы имеет смысл слегка развести по панораме, если они не звучат очень басово (бас всегда должен быть в центре). Функция «параллельные каналы» в  Reason и любой другой DAW позволяет тебе быстро создавать новый канал даже без его дублирования, с возможностью панорамирования и дополнительной обработки. Ты можешь продолжать, добавляя сколько угодно параллельных каналов для создания мощного саунда.

Блок: 10/21 | Кол-во символов: 989
Источник: https://zwook.ru/article/20-sovetov-po-svedeniu-ot-hollina-dzonsa

10. Ц-ц-ц-цепь

Большинство DAW и хорошего железного оборудования поддерживают sidechain компрессию и sidechain в других эффектах, и это отличная техника для контроля блуждающих частот в определенных частях трека. Представь, что в твоем треке присутствует яма на 8 тактов, где твой бас поднимается достаточно высоко и начинает интерферировать с остальными каналами, но это происходит только в этих 8 тактах, и больше нигде в остальном треке.

Вместо попытки автоматизации эффектов и, возможно, случайного изменения эквализации всей бас-линии на канале, используй сайдчейн-компрессор для контроля баса и компрессируй его более жестко только тогда, когда его частоты пересекаются с частотами остальных звуков. Это легко проделывается в большинстве программ, и используется в основном для предотвращения конфликта между бочкой и басом. Фактически, эта техника зачастую является «фишкой» некоторых музыкальный стилей, таких, как EDM с его «пампинг»-эффектом.

Блок: 11/21 | Кол-во символов: 958
Источник: https://zwook.ru/article/20-sovetov-po-svedeniu-ot-hollina-dzonsa

11. Друг-критик

Ты можешь самостоятельно проводить сессии сведения, но мнение, отличное от твоего, всегда дает тебе выгоды, особенно когда ты потратил часы на один трек и он уже немного приелся. Это случается даже с лучшими из нас. Очень мудрым решением в таких случаях становится поиск мнения другого человека (естественно, это должен быть тот, кому ты можешь верить), потому что он может указать на то, что ты мог упустить.

Блок: 12/21 | Кол-во символов: 434
Источник: https://zwook.ru/article/20-sovetov-po-svedeniu-ot-hollina-dzonsa

12. Я люблю, когда микс звучит едино

Довольно часто имеет смысл применить компрессию на общей шине, потому что она «склеивает» все дорожки микса, которые после этого волшебным образом звучат вместе просто замечательно. Это круто, но будь осторожен с этим: процесс мастеринга также использует компрессию. Будь в курсе того, сколько сигнала компрессии ты подаешь и где: используя больше при сведении, придется использовать меньше при мастеринге, и наоборот.

Блок: 13/21 | Кол-во символов: 464
Источник: https://zwook.ru/article/20-sovetov-po-svedeniu-ot-hollina-dzonsa

13. Анализируй это

Плагин-анализатор — это бесценный ресурс для познания собственного микса. Твои уши могут быть обмануты плохой акустикой, неправильным расположением колонок и многим другим, да и 50 дорожек очень трудно отслеживать по отдельности. Размести анализатор на мастер-канале (Blue Cat Audio, например) и ты будешь получать первозданные данные о сигнале, амплитуде и частотах до того, как они достигают твоих ушей.

Блок: 14/21 | Кол-во символов: 427
Источник: https://zwook.ru/article/20-sovetov-po-svedeniu-ot-hollina-dzonsa

14. Измеряй

Всегда сравнивай свои сведение и мастеринг с коммерческим треком в подобном стиле. Обычно этот процесс называют А/В, что означает по сути своей проигрывание кусочков референсного и своего треков по очереди. В процессе инженер по сведению выявляет различия в громкости, ширине стереопанорамы и т. д. После чего необходимо принять решения, какие изменения необходимо сделать в своем треке.

Блок: 15/21 | Кол-во символов: 408
Источник: https://zwook.ru/article/20-sovetov-po-svedeniu-ot-hollina-dzonsa

15. Опусти его вниз

Сведение — это не просто кручение ручек громкости (естественно, и ручки крутить здесь нужно). Иногда необходимо забыть о громкости и вспомнить о более тонких настройках, таких, как точная эквализация трека. Подними середину в вокале вместо того, чтобы увеличивать его громкость, или укрути немного нижней части баса, если она негативно влияет на общую атмосферу трека. Или попробуй применить мультиполосный компрессор.

Блок: 16/21 | Кол-во символов: 441
Источник: https://zwook.ru/article/20-sovetov-po-svedeniu-ot-hollina-dzonsa

16. Подчинись своему Мастеру

Fader Creep — это разговорный термин зарубежных звукорежиссеров, который означает повышение громкости индивидуальных каналов вместо понижения других для достижения желаемого эффекта. Очень легко ошибиться таким образом, когда какой-то звук недостаточно ярок, а другие вроде бы как звучат  довольно тихо, и все это приводит к очень громкому, перегруженному уровню.

Блок: 17/21 | Кол-во символов: 395
Источник: https://zwook.ru/article/20-sovetov-po-svedeniu-ot-hollina-dzonsa

17. Посмотри налево, посмотри направо

Экспортируя трек в аудиофайл или в партию стемов, всегда выставляй функцию loop на всю длину трека таким образом, чтобы ее начало и конец совпадали с маркерами тактов. Таким образом ты получишь дорожки равной длины, и человеку, который будет работать с твоими файлами в процессе мастеринга или ремиксинга, будет гораздо проще синхронизировать их.

Блок: 18/21 | Кол-во символов: 393
Источник: https://zwook.ru/article/20-sovetov-po-svedeniu-ot-hollina-dzonsa

18. Играй с полем

Работа со стереополем всего трека — это вещь, которую обычно оставляют для этапа мастеринга, однако и на этапе сведения она бывает необходима. Рассматривай панорамирование звука как путь к расположению конкретных объектов не в центре, что поможет наполнить трек и сделает данные объекты менее выделяющимися. Это отлично работает с ритм-гитарами, бэк-вокалами и другими звуками, которые не должны быть спереди и по центру.

Блок: 19/21 | Кол-во символов: 442
Источник: https://zwook.ru/article/20-sovetov-po-svedeniu-ot-hollina-dzonsa

19. Загрязнение шумом

Этот пункт относится больше к аппаратному сведению, чем к DAW, но ты должен всегда отключать все, что не необходимо для сессии сведения. Если ты используешь 20 дорожек, остальные 40 отключенных все равно могут придать сигналу некий шум. Поэтому всегда удаляй лишнее.

Блок: 20/21 | Кол-во символов: 291
Источник: https://zwook.ru/article/20-sovetov-po-svedeniu-ot-hollina-dzonsa

20. Потерянные в пространстве

Реверб прекрасен, потому что придает необходимый объем звуку, но если ты накручиваешь его слишком много, или используешь на слишком большом количестве каналов, твой микс начнет звучать «замыленно». Попробуй применить более короткую реверберацию, если тебе прямо совсем необходим этот эффект, к тому же, делей может стать альтернативой. Немного эхо, особенно на вокале, может придать глубину и пространство без дополнительных грязных и размазанных призвуков.

Оригинал статьи: (1) (2)

Блок: 21/21 | Кол-во символов: 520
Источник: https://zwook.ru/article/20-sovetov-po-svedeniu-ot-hollina-dzonsa
Кол-во блоков: 25 | Общее кол-во символов: 18049
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_(%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0): использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 3674 (20%)
  2. https://gitarmonstr.ru/zvukozapis/svedenie-i-mastering-zvuka.html: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 1253 (7%)
  3. https://zwook.ru/article/20-sovetov-po-svedeniu-ot-hollina-dzonsa: использовано 21 блоков из 21, кол-во символов 13122 (73%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий